Многие из нас ассоциируют американское такси с огромным жёлтым седаном устаревшей конструкции. Этот образ неизгладимо остаётся в памяти после просмотра западных фильмов или увлечения компьютерными играми серии "Grand Theft Auto". Образ имеет своё имя - "Checker". Предлагаю погрузиться в интересную историю этих автомобилей.
Своей популярностью, компания Checker обязана выходцу из Смоленска Моррису Маркину, который прибыл в Штаты в 1912-м. Девятнадцатилетний юноша на новом месте первое время был помощником портного. Позже, у его вдовы выкупил дело. Моррис пригласил из Смоленска братьев и сестер в помощь и вскоре открыл собственную швейную фабрику.
Дела складывались удачно. В 1921 году, некто Ломберг, хозяин небольшого предприятия по производству автомобильных кузовов, обратился к Маркину за кредитом. Моррис согласился, но лишь единожды. Когда Ломберг пришёл повторно - кузовная фирма перешла в его руки.
Маркин приобрёл еще несколько небольших автомобилестроительных компаний, перевел их в Мичиган и второго февраля 1922 года объявил о рождении автомобильной марки Checker.
Новая компания взяла курс на постройку таксомоторов, предлагая хоть и не самые мощные шестицилиндровые седаны, зато надёжные и очень вместительные (до 9-ти мест).
"Чекеры" имели успех и успели засветиться во многих скандалах.
В годы "сухого" закона на них возили контрабандный алкоголь из Канады, оборудуя в просторном салоне множество тайников. Позже, таксомоторная компания "Yellow Taxi", начала тарифную войну с частными перевозчиками использующими "Чекеры". Демпингуя, она ставила таксистов на грань разорения, ведь большинство из них покупали автомобили в кредит.
Водители были вынуждены обратиться к Маркину с просьбой отсрочить платежи. Бизнесмен пошёл на встречу. Вскоре тарифная война утихла, а "Yellow Taxi" была поглощена "Checker".
Во Вторую Мировую войну фирма выполняла армейские заказы - сборку внедорожников Willys. После ее окончания возобновилось производство "кэбов".
"Чекеры" стали неприменным атрибутом американских улиц. Тихоходные, зато очень надежные и вместительные автомобили стали народными любимцами. Однако их "Гражданские", восьмицилиндровые, богато оснащенные версии не пользовались особым спросом у автолюбителей.
По индивидуальным заказам, могли выпускаться и шести-восьми дверные монстры.
В 1970-м, после смерти Морриса Маркина, компанию возглавил его сын Дэвид. К тому времени, спрос на устаревшие таксомоторы "Чекер" стал падать. Их производство снизилось более чем в два раза. Новоиспечённый бизнесмен стал вести переговоры с корпорацией General Motors, которые привели к договорённостям производить на мощностях Checker комплектующие к их (General Motors) автомобилям.
В таком виде компания просуществовала до 1982 года.
С дорог мегаполисов США желтые такси "Чекер" пропали не скоро. Водители использовали их вплоть до середины 1990-х.
В настоящее время Checker считается экзотикой. Восстановленные экземпляры катают ностальгирующих граждан и туристов.
С уважением, А.С. Федоров. Текст автора.