Найти тему
Жёлтый

Как думаете, что безопасней в случае аварии: легковушка, кроссовер или рамный внедорожник? Лично меня ответ очень удивил

Перед тем, как читать, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Посмотрим, сколько людей думает правильно, а сколько заблуждается.

Результаты голосования вы, к сожалению, увидеть сразу не можете, но я позже сделаю отдельный пост, чтобы было понятно, сколько людей заблуждалось.

Казалось бы, довольно простой вопрос и вполне понятный ответ. "Конечно же, тяжелый рамный внедорожник", - скажут многие... и окажутся неправы. Думаете теперь, что кроссовер? Или подозреваете, что есть подвох и склоняетесь к тому, что всё-таки легковушка? Но давайте обо всем по-порядку.

Не буду сильно уходить в физику, скажу лишь общеизвестные доказанные выводы. Во-первых, если две одинаковые машины врезаются лоб-в-лоб на скорости 60 км/ч каждая, то их суммарная скорость соударения - 120 км/ч, однако последствия для каждой из машин такие же, как при ударе о неподвижный блок на скорости 60 км/ч! Дело в том, что при ударе обе машины поглощают энергию в равной степени. Импульс поглощается обеими машинами одинаково, поэтому поправочный коэффициент для машин равной массы - 0,5.

Как вы наверняка помните из физики или догадались по предыдущему абзацу, импульс - это не только скорость, но ещё и масса. И если скорости машин при ударе одинаковы, но массы разные, больше пострадает легкий автомобиль.

Исследователи университета Баффало во главе с профессором Дитрихом Еле вычислили поправочные коэффициенты для столкновения машин разной массы. Например, при аварии компактной легковушки (скажем, Hyundai Solaris массой 1,2 тонны) с внедорожником (скажем, Range Rover массой 2,3 тонны) у первого будет коэффициент 0,75, а у второго - 0,25. Проще говоря, повреждения внедорожника, скорее всего, будут в три раза меньше. Для наглядности: у Соляриса последствия будут, как при ударе о неподвижный объект на скорости 90 км/ч, а Range Rover, как при наезде на бетонную стену на скорости 30 км/ч. Есть разница, верно?

Выходит, что, чем больше масса автомобиля, тем он безопасней? Так, да нет. Коэффициенты весьма усреднены и помимо массы и скорости имеет значение конструкция кузова. Рамные внедорожники тяжелей кроссоверов, но кроссоверы - это показывают и тесты EuroNCAP, и статистика реальных аварий и повреждений, на которую опирались исследователи университета Баффало - безопасней за счет того, что у современных кроссоверов есть программируемые зоны деформации. То есть энергия удара рассеивается по всему кузову (при этом, кстати, внешне автомобиль, как правило, получает бОльшие повреждения).

У рамных внедорожников и пикапов другая конструкция. У них жесткая рама, которая принимает на себя весь удар. В итоге энергия удара не гасится конструкцией, а передается на людей в салоне. В итоге внешние повреждения машины могут быть меньше, по последствия для пассажиров серьезней.

Так что же, получается, что самые безопасные машины - кроссоверы? Не совсем. Дело в том, что у кроссоверов центр тяжести расположен довольно высоко (а у рамных внедорожников ещё выше) и при столкновении машина подпрыгивает и норовит перекувыркнутся через капот под действием разворачивающей силы. И чем выше центр тяжести относительно плоскости приложения сил, тем больше момент силы (произведение силы на плечо).

В результате такого подпрыгивания машины пассажиры испытывают хлесткий удар. Как правило, страдают шея и позвоночник, что очень серьезно. У машины с низким центром тяжести плечо силы очень маленькое или вообще равно нуля, так что машина не подрыгивает при аварии, а пассажиры не получают дополнительных травм.

Таким образом самыми безопасными машинами являются тяжелые легковушки с низкими центром тяжести. Например, бронированные лимузины, которые весят по 3 тонны. Или флагманские седаны типа Мерседес S-класса (2,1 тонны), Rolls-Royce Phantom (2,6 тонны) и так далее.

Таким образом безопасность машины в случае реальной аварии при прочих равных определяется такими параметрами как скорость столкновения, масса автомобиля, масса другого автомобиля, центр тяжести. Как бы странно это ни звучало, но чем тяжелее машина и чем ниже у неё центр тяжести, тем лучше.