Шереметьево - это самый загруженный аэродром в России. В наиболее напряженные периоды при входе в Московскую воздушную зону можно было услышать "....добрый день, следуйте по схеме прибытия...., Вы 43-й на посадку." 43-й!!! Или даже сектор Беларуси может сказать: "По просьбе Москвы установите минимальную скорость". Понятно, что воздушное пространство не справляется с колоссальной нагрузкой.
Что ж, если у нас на борту всё в порядке, то никуда в это очереди не удастся "пролезть", типа "я тут занимал". У всех основная задача - прилететь в аэропорт назначения.
Раньше в Шереметьево были две-три основных схемы подхода, но с увеличением трафика их возможности перестали вмещать всех желающих. Диспетчеры были вынуждены "векторить", отклоняясь от схем. Надо было задавать высоты, курсы и скорости, а потом пилоты должны были в ответ повторить услышанное. Представляете, сколько времени это занимало?
А ещё есть трафик на вылет, прилёт/вылет из Внуково, Домодедово, Чкаловского, Кубинки, Жуковского и Остафьево, куча запретных для полётов зон.
Несколько лет назад для Московской воздушной зоны установили новое диспетчерское оборудование и поменяли схемы на RNAV. Стало легче. Несколько раз её оптимизировали. Сама схема, по которой пускают прибывающие самолёты в периоды наибольшей загруженности достаточно длинная. На ней установлены ограничения по скоростям и высотам полётов. Теперь диспетчеру необходимо лишь сказать пилотам, чтобы снижались до такого-то эшелона/высоты. Да и сам профиль снижения стал максимально пологий, что резко уменьшило количество неправильных расчетов и нестабилизированных заходов. Траекторию полета и ограничения скорости обязаны соблюдаться. Если раньше часто видел пилотов, которые несмотря на указания диспетчера регулировали скорость по своему усмотрению, то теперь такое практически прекратилось.
Бывает, диспетчеры плотно подгоняют самолеты один к другому, расстояния доходят до 3 миль. Для сравнения в Лондоне, Хитроу расстояние 2,5 мили. Но там оборудование посерьезнее стоит и возможности аэродрома по освобождению ВПП гораздо лучше.
В Шереметьево при определенных хороших погодных условиях применяются сокращенные минимумы эшелонирования на ВПП. Для пилотов это означает следующее - можно совершить посадку даже если на ВПП есть другое воздушное судно, но оно должно быть на расстоянии не менее 2400 метров от порога ВПП, находиться в движении и освободить ВПП без разворота в обратном направлении, а расчётная посадочная дистанция не должна превышать 2400 метров. Ранее можно было снижаться лишь до высоты 60 метров.
Введение в эксплуатацию третьей (северной) ВПП конечно внесло неприятные коррективы в жизнь людей в Лобне, Сходне и ближайших деревень.
Но с точки зрения увеличения пропускной способности, третья ВПП повлияла явно положительно. Теперь новая полоса принимает все прилетающие самолеты, а две старые обеспечивают вылет.
Вид из кабины самолёта, когда проезжаешь по мосту.
На момент написания статьи работает только южная ВПП. И это накладывает свой отпечаток. Глиссадный радиомаяк для полосы 24L находится между ВПП, и магистральной рулежкой А. Значит, при выруливании на предварительный старт на А9 самолёт создаёт помехи в работе глиссадной системы. Пилоты заходящих бортов могут испытывать трудности в пилотировании, особенно при инструментальных условиях полета (проще, в облачности) или ночью. Это тоже добавляет хлопот. И многие пилоты для "устранения" подобных воздействий выбирают альтернативные схемы захода с более высокими минимумами.
Острой проблемой аэродрома до сих пор являются указатели. Вот садишься на ВПП 24L и не понимаешь, где рулёжка А3, А4 или А5. Почему? Да потому, что ни одного указателя нет или они стоят в месте, где их не ожидаешь увидеть. И бежишь по полосе, пока не найдёшь хоть како-то намёк на правильную рулёжку. Для меня Шереметьево базовый аэродром и я знаю его весьма неплохо. Но что тогда говорить о пилотах, прилетающих сюда разово?
Да, на аэродроме активная стройка, плохая разметка, не всегда работает нормально светосигнальное оборудование.
Но очень хочется надеяться, что в скором будущем всё закончится. И ночью по прилёту после сруливания с ВПП пилоты вместо "Continue Taxi taxiway 5, Main taxiway 1, taxiway 4, taxiway B to taxiway N6, contact Sheremetyevo Apron 130,350. Затем поздороваться с новым диспетчером, затем via N6 continue Route B4, stand 125" услышат просто "Your stand 125, follow green lights", прямо как в Хитроу, самом загруженном аэропорте Европы.