Пару месяцев назад я опубликовал статью о ночёвке в катере. А чуть раньше о «камбузе» и «гальюне» в катере. В комментариях к обоим, публикациям прозвучало много разных мнений и часть из них утвердили меня в мысли о том, что далеко не все понимают разделение, назначение и классификацию катеров. То, что далеко не только длина корпуса, тип или мощность двигателя является основным критерием отличия одного от другого. И сегодня я решил рассказать об одном из наиболее популярных и в тоже время спорных классов. Круизёрах!
Мировой рынок катеров неверного велик и разнообразен. И из всего его многообразия на слуху в России лишь небольшая часть. Более того, часть эта относится к наиболее компромиссным моделям. Тем, что производители стараются сделать привлекательными не только для основной целевой аудитории классического круизёра, но и любителям рыбалки, путешествий и даже экспедиций. И потому начать стоит с того, чтобы определить, что же такое круизный катер!?
Наибольшую популярность такие модели получили среди производителей катеров из пластика родом из США или Канады. Из тех, что особенно популярны и на слуху можно отметить: Crownline, Bayliner, Chaparall, SeaRay, Regal, Doral, Maxum и другие. Каждый из производителей имеет несколько классов и моделей. Для удобства модели круизные имеют буквенное обозначение CR. При этом есть и некоторые модификации, вроде SCR и CCR. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Не смотря на свою популярность, ни один из перечисленных производителей не находится в центре медийного внимания в России. Сложно отыскать толковые обзоры на какую-то из этих моделей. А на слуху совершенно другие производители. Хотя катера перечисленных марок часто встречаются на стоянках и в маринах Москвы, Петербурга и некоторых других регионов.
Если не слишком углубляться и перечислять все те опции, которые соответствуют классической круизной модели, то можно обозначить данный класс следующим образом: это модели катеров, чьё основное предназначение непродолжительные путешествия с максимальным комфортом. Это может быть и однодневный выезд, и короткое путешествие на «уикенд». Отсюда и приставка «day cruiser». Т.е. лодка для дневной поездки.
Главная особенность таких моделей в том, что они обеспечивают максимальный уровень комфорта, но на короткий период времени. Управление катером вполне может быть под открытым небом или тентом «бимини». Собственно, для классических моделей класса CR – это скорее главная отличительная черта. Что указывает на тот факт, что катер не является «всепогодным». Хотя технически и возможно закрыть весь кокпит тентом. Удобные диванчики, подстаканники, столик, просторный купальный мостик (swim platform). Всё это характерно для обустройства кокпита. Добавим сюда и душ на купальной платформе, а в некоторых случаях и небольшой камбузный блок. Жизнь на борту круизного катера протекает под открытым небом, а не внутри кабины! Это очень важная черта классических моделей.
Однако и внутри тоже непременно должен быть гальюн с душем и, по крайней мере, одна мастер-каюта. Чаще всего, помимо основной мастер-каюты есть и боковое спальное место. Камбуз в классическом виде вовсе не является обязательной и характерной опцией, но на моделях большего размера чаще всего он есть. Как видно, особенности круизного катера – обеспечить комфорт пребывания на борту при условии короткого путешествия, хорошей погоды и наличия на борту представительниц прекрасного полу и детей. Этим в частности обусловлено и обязательное наличие гальюна.
Круизные катера редко уходят на большие расстояния от марины. Их мореходные качества далеко не всегда можно назвать хорошими. На резкой ветровой волне могут быть довольно жёсткие удары, на высоких оборотах в циркуляции глубокие крены. По ровной воде они могут перемещаться с большой скоростью, но всё же и она редко превышает 65-70 км/час, а чаще меньше. На высоких оборотах большой расход топлива и автономность хода не такая уж большая. Марина и заправка всегда остаются где-то поблизости. И это ключевое эксплуатационное отличие от экспедиционного катера, где всё «заточено» на максимальную автономность. Которая выражается вовсе не в обязательном наличие гальюна или камбуза, как ошибочно думают некоторые любители водно-моторной техники.
Круизёр в российских реалиях.
Как я уже сказал в медийном пространстве редко встречаются упоминания настоящих круизёрах, но зато часто таковыми называют те, что или вовсе не имеют к данному классу отношения, либо же могут быть отнесены к нему с большим количеством оговорок.
Прежде всего, есть два отличительных особенности. Управление в кабине. Если для классических моделей класса CR характерно управление под открытым небом, то среди тех, что к таковым относят в России, преобладают те, что управляются внутри рубки. В этом нет какой-то большой ошибки. Обусловлено это исключительно климатическими условиями и потому не стоит думать, что только «уличное» управление позволяет называть катер круизным. Суровые климатические условия нашего региона диктуют такие решения, в ущерб пространству и обитаемости кокпита.
Если размещение поста управления не является определяющим для обозначения класса, то вот наличие таких опций, как гальюн, душ и мастер каюта – определённо. Однако далеко не все из тех, что называют у нас круизёром - наделены такой опцией. Многие или вовсе не имеют их или они реализованы очень компромиссно. Из тех, что приходят на ум в первую очередь – финские XO. Я несколько раз принимал участие в тест-драйве разных моделей этих катеров для одного из журналов и убеждён в том, что это одни из наиболее бестолковых, с точки зрения концепции моделей на нашем рынке. В которых и отражено стремление создать нечто «всепогодное и универсальное». В результате чего не получается добиться достойного результата ни по одному из пунктов. Катер капризен к плохой погоде, не позволяет комфортно ночевать, лишён основных «круизных опций» и совершенно не удобнее для рыбалки…
Подобные модели есть и у других производителей. Стоит отдать должное, что многие российские производители создают линейку катеров, разделяя их по назначению. Один из положительных примеров с точки зрения концепции – Grizzly, модельный ряд этой верфи знаком мне особенно хорошо. Так 800я серия и флагман верфи 960 модели в полной мере соответствуют концепции круизного катера. И не стоит оценивать их с позиции удобства для рыбалки. Хотя и 860 Firestorm и 960 всё же здорово уступают классическому круизёру с точки зрения обитаемости кокпита. Это связано с тем, что «основная жизнь» происходит в рубке. Таковы климатические условия наших мест. И так же стоит понимать, что подобные модели не ориентированы на какие-то дальние и автономные путешествия. Это лодка выходного дня. Короткого путешествия в компании друзей и подруг или семьи. Да, рыбалка доступна, но она не является основной целью и оценивать такие модели с этой точки зрения – ошибочно. Равно, как и в случае с классическими моделями круизёров.
В завершении я хочу ещё раз обратить внимание на важную деталь. Каждый класс – соответствует своему назначение. Любое стремление уместить в корпусе качества нескольких классов означает, что ни в одном из них он не будет достаточно хорош. Именно поэтому у законодателей мод – американцев существует очень чёткое разделение по назначению. Удобный катер для рыбалки, круизёр, экспедиционник, буксировщик или спортивная лодка – это концептуально разные модели. В России такое разделение лишь начало формироваться, как на стапелях производителей, так и в понимании аудитории.
Подписывайтесь на блог, если вы здесь впервые! Ставьте палец вверх в любом случае - ваши оценки мотивируют на создание новых репортажей. И обязательно пишите в комментариях ваше мнение.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото автора и из открытых источников (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv