Найти тему
ItodorTV

Катера класса cruiser и day cruiser. Среда обитания

Пару месяцев назад я опубликовал статью о ночёвке в катере. А чуть раньше о «камбузе» и «гальюне» в катере. В комментариях к обоим, публикациям прозвучало много разных мнений и часть из них утвердили меня в мысли о том, что далеко не все понимают разделение, назначение и классификацию катеров. То, что далеко не только длина корпуса, тип или мощность двигателя является основным критерием отличия одного от другого. И сегодня я решил рассказать об одном из наиболее популярных и в тоже время спорных классов. Круизёрах!

Мировой рынок катеров неверного велик и разнообразен. И из всего его многообразия на слуху в России лишь небольшая часть. Более того, часть эта относится к наиболее компромиссным моделям. Тем, что производители стараются сделать привлекательными не только для основной целевой аудитории классического круизёра, но и любителям рыбалки, путешествий и даже экспедиций. И потому начать стоит с того, чтобы определить, что же такое круизный катер!?

-2

Наибольшую популярность такие модели получили среди производителей катеров из пластика родом из США или Канады. Из тех, что особенно популярны и на слуху можно отметить: Crownline, Bayliner, Chaparall, SeaRay, Regal, Doral, Maxum и другие. Каждый из производителей имеет несколько классов и моделей. Для удобства модели круизные имеют буквенное обозначение CR. При этом есть и некоторые модификации, вроде SCR и CCR. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Не смотря на свою популярность, ни один из перечисленных производителей не находится в центре медийного внимания в России. Сложно отыскать толковые обзоры на какую-то из этих моделей. А на слуху совершенно другие производители. Хотя катера перечисленных марок часто встречаются на стоянках и в маринах Москвы, Петербурга и некоторых других регионов.

-3

Если не слишком углубляться и перечислять все те опции, которые соответствуют классической круизной модели, то можно обозначить данный класс следующим образом: это модели катеров, чьё основное предназначение непродолжительные путешествия с максимальным комфортом. Это может быть и однодневный выезд, и короткое путешествие на «уикенд». Отсюда и приставка «day cruiser». Т.е. лодка для дневной поездки.
Главная особенность таких моделей в том, что они обеспечивают максимальный уровень комфорта, но на короткий период времени. Управление катером вполне может быть под открытым небом или тентом «бимини». Собственно, для классических моделей класса CR – это скорее главная отличительная черта. Что указывает на тот факт, что катер не является «всепогодным». Хотя технически и возможно закрыть весь кокпит тентом. Удобные диванчики, подстаканники, столик, просторный купальный мостик (swim platform). Всё это характерно для обустройства кокпита. Добавим сюда и душ на купальной платформе, а в некоторых случаях и небольшой камбузный блок. Жизнь на борту круизного катера протекает под открытым небом, а не внутри кабины! Это очень важная черта классических моделей.

-4

Однако и внутри тоже непременно должен быть гальюн с душем и, по крайней мере, одна мастер-каюта. Чаще всего, помимо основной мастер-каюты есть и боковое спальное место. Камбуз в классическом виде вовсе не является обязательной и характерной опцией, но на моделях большего размера чаще всего он есть. Как видно, особенности круизного катера – обеспечить комфорт пребывания на борту при условии короткого путешествия, хорошей погоды и наличия на борту представительниц прекрасного полу и детей. Этим в частности обусловлено и обязательное наличие гальюна.

-5

Круизные катера редко уходят на большие расстояния от марины. Их мореходные качества далеко не всегда можно назвать хорошими. На резкой ветровой волне могут быть довольно жёсткие удары, на высоких оборотах в циркуляции глубокие крены. По ровной воде они могут перемещаться с большой скоростью, но всё же и она редко превышает 65-70 км/час, а чаще меньше. На высоких оборотах большой расход топлива и автономность хода не такая уж большая. Марина и заправка всегда остаются где-то поблизости. И это ключевое эксплуатационное отличие от экспедиционного катера, где всё «заточено» на максимальную автономность. Которая выражается вовсе не в обязательном наличие гальюна или камбуза, как ошибочно думают некоторые любители водно-моторной техники.

-6

Круизёр в российских реалиях.
Как я уже сказал в медийном пространстве редко встречаются упоминания настоящих круизёрах, но зато часто таковыми называют те, что или вовсе не имеют к данному классу отношения, либо же могут быть отнесены к нему с большим количеством оговорок.
Прежде всего, есть два отличительных особенности. Управление в кабине. Если для классических моделей класса CR характерно управление под открытым небом, то среди тех, что к таковым относят в России, преобладают те, что управляются внутри рубки. В этом нет какой-то большой ошибки. Обусловлено это исключительно климатическими условиями и потому не стоит думать, что только «уличное» управление позволяет называть катер круизным. Суровые климатические условия нашего региона диктуют такие решения, в ущерб пространству и обитаемости кокпита.

-7

Если размещение поста управления не является определяющим для обозначения класса, то вот наличие таких опций, как гальюн, душ и мастер каюта – определённо. Однако далеко не все из тех, что называют у нас круизёром - наделены такой опцией. Многие или вовсе не имеют их или они реализованы очень компромиссно. Из тех, что приходят на ум в первую очередь – финские XO. Я несколько раз принимал участие в тест-драйве разных моделей этих катеров для одного из журналов и убеждён в том, что это одни из наиболее бестолковых, с точки зрения концепции моделей на нашем рынке. В которых и отражено стремление создать нечто «всепогодное и универсальное». В результате чего не получается добиться достойного результата ни по одному из пунктов. Катер капризен к плохой погоде, не позволяет комфортно ночевать, лишён основных «круизных опций» и совершенно не удобнее для рыбалки…

-8

Подобные модели есть и у других производителей. Стоит отдать должное, что многие российские производители создают линейку катеров, разделяя их по назначению. Один из положительных примеров с точки зрения концепции – Grizzly, модельный ряд этой верфи знаком мне особенно хорошо. Так 800я серия и флагман верфи 960 модели в полной мере соответствуют концепции круизного катера. И не стоит оценивать их с позиции удобства для рыбалки. Хотя и 860 Firestorm и 960 всё же здорово уступают классическому круизёру с точки зрения обитаемости кокпита. Это связано с тем, что «основная жизнь» происходит в рубке. Таковы климатические условия наших мест. И так же стоит понимать, что подобные модели не ориентированы на какие-то дальние и автономные путешествия. Это лодка выходного дня. Короткого путешествия в компании друзей и подруг или семьи. Да, рыбалка доступна, но она не является основной целью и оценивать такие модели с этой точки зрения – ошибочно. Равно, как и в случае с классическими моделями круизёров.

-9

В завершении я хочу ещё раз обратить внимание на важную деталь. Каждый класс – соответствует своему назначение. Любое стремление уместить в корпусе качества нескольких классов означает, что ни в одном из них он не будет достаточно хорош. Именно поэтому у законодателей мод – американцев существует очень чёткое разделение по назначению. Удобный катер для рыбалки, круизёр, экспедиционник, буксировщик или спортивная лодка – это концептуально разные модели. В России такое разделение лишь начало формироваться, как на стапелях производителей, так и в понимании аудитории.

Подписывайтесь на блог, если вы здесь впервые! Ставьте палец вверх в любом случае - ваши оценки мотивируют на создание новых репортажей. И обязательно пишите в комментариях ваше мнение.

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото автора и из открытых источников (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv

Катера
0