Найти в Дзене
ГлавПахарь

Как рождались и умирали тракторные заводы: часть 1

Фото: yandex.ru Волгоградский тракторный завод сегодня
Фото: yandex.ru Волгоградский тракторный завод сегодня

Материал создан на основании одноименной статьи на сайте «ГлавПахарь».

В преддверии своего распада СССР занимал лидирующие позиции по производству тракторной техники, а пик ее выпуска пришелся на 1980-1990 гг. В то время страна производила более 500 тыс. тракторов ежегодно, в том числе примерно половину из этого количества (свыше 250 тыс. ед.) на заводах, расположенных на территории РСФСР. Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции, включающий промышленную и трелевочную технику, основной удельный вес составляли машины сельскохозяйственного назначения.

Динамика производства тракторов в РСФСР и РФ (по материалам статистических сборников «СССР в цифрах» и данным Росстат)
Динамика производства тракторов в РСФСР и РФ (по материалам статистических сборников «СССР в цифрах» и данным Росстат)

В наследство от Советского Союза современная Россия получила более 10 индустриальных гигантов, однако за время активных реформ производство тракторов снизилось более чем в 30 раз, и сегодня в физическом исчислении объемы выпуска соответствуют послевоенному периоду.

«ГлавПахарь» предлагает ознакомиться, как создавались мощнейшие предприятия и как сложилась их судьба в рыночных реалиях…

В настоящем обзоре мы рассмотрим не все, а наиболее известные и значимые тракторные заводы, расположенные на территории России: Волгоградский, Челябинский, Алтайский, Владимирский, Липецкий и Кировский заводы.

Временем зарождения отечественного тракторостроения можно считать 30-е годы прошлого века, поскольку до этого момента серийного промышленного производства просто не существовало, а вся применяемая техника экспортировалась из-за рубежа.

Волгоградский тракторный завод

В середине 1926 года на окраине Сталинграда был заложен первый камень будущего тракторного завода, на котором была высечена надпись: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».

В честь Ф.Э. Дзержинского, скончавшегося в июле того же года, еще не существующий завод был назван его именем.

Предполагалось, что строительство предприятия будет осуществляться при поддержке американской компании Ford, однако ее представители после обсуждения планов такого масштабного проекта ответили отказом. Поиск подрядчиков продолжился и, в итоге, согласие было получено от архитектурного бюро Альберта Кана. Это был 1929 год — год начала индустриализации СССР и год начала Великой депрессии в США.

Контракт на проектирование подразумевал строительство трех основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода. Сумма контракта составила $30 млн и включала также стоимость зданий и оборудования. В современных деньгах это эквивалентно практически $500 млн. Поставкой материалов и оборудования для завода занимались более 100 американских компаний, а само предприятие стало практически полной копией тракторного завода International Harvester в Милуоки. Процессом постройки завода также руководили американские инженеры.

Фото: les.media Начальный этап строительства Сталинградского тракторного завода (кузнечный цех)
Фото: les.media Начальный этап строительства Сталинградского тракторного завода (кузнечный цех)
Фото: les.media Начальный этап строительства Сталинградского тракторного завода (кузнечный цех)
Фото: les.media Начальный этап строительства Сталинградского тракторного завода (кузнечный цех)
Фото: les.media  Строительство корпусов Сталинградского тракторного завода
Фото: les.media Строительство корпусов Сталинградского тракторного завода
Фото: les.media  Строительство корпусов Сталинградского тракторного завода
Фото: les.media Строительство корпусов Сталинградского тракторного завода

Уже в середине июня 1930 года с конвейера сошел первый колесный трактор СТЗ-1, аналог американского McCormick Deering 15/30 мощностью 30 л.с. В 1932 году завод вышел на проектную мощность — 144 трактора в сутки. На то время это был небывалый успех, тем более что многие сомневались в возможности организации поточного производства.

В дальнейшем на заводе было освоено производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ, которые на Всемирной промышленной выставке 1938 года в Париже были удостоены высшей награды. К моменту завершения индустриализации СССР более половины тракторов страны выпускалось Сталинградским тракторным.

Фото: techstory.ru Выпуск трактора СТЗ-1 на Сталинградском тракторном заводе
Фото: techstory.ru Выпуск трактора СТЗ-1 на Сталинградском тракторном заводе
Фото: techstory.ru Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ с полуоткрытой кабиной
Фото: techstory.ru Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ с полуоткрытой кабиной

Однако изначально завод проектировался как предприятие двойного назначения, на что обращали внимание и американские инженеры. Альберт Кан отмечал в разговоре с коллегами, что «…русские хотят, чтобы под прикрытием мирного производства мы построили им мощнейшие военные заводы, даже не догадываясь об этом». 

С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте «ГлавПахарь» ...

Узнавайте первыми самые актуальные новости сельхозтехники России и мира на нашем сайте «ГлавПахарь».