Найти в Дзене
С юмором о несмешном

Самолёт Ту-16 - стеклянные банки вместо унитаза

Оглавление
Дальний бомбардировщик Ту-16
Дальний бомбардировщик Ту-16

Ту-16 – лучший в мире самолёт

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-16 – первая реактивная машина такого класса в СССР. Их выпустили с 1953 по 1963 год около полутора тысяч более 50 модификаций. Кроме того на базе Ту-16 создали первый в СССР пассажирский реактивный самолёт Ту-104 (да и в мире первый).

Ту-16 использовался в испытаниях практически всех атомных авиационных бомб, которых сбросил не менее пятидесяти. Так же на «его счету» и испытание первой в Советском Союзе термоядерной бомбы.

В Ту-16 можно «зарядить» 9 тонн различных бомб, в том числе девятитонную фугасную авиабомбу ФАБ-9000 или ядерную бомбу
В Ту-16 можно «зарядить» 9 тонн различных бомб, в том числе девятитонную фугасную авиабомбу ФАБ-9000 или ядерную бомбу

Ту-16 стоял на вооружении в СССР и других странах полвека, а в КНР и сейчас состоит на вооружение его лицензионный собрат Xian H-6.

А еще под крылья Ту-16 можно подвесить две крылатых сверхзвуковых ракеты КСР-5 (в т.ч. термоядерных) и одну К-10С под фюзеляж
А еще под крылья Ту-16 можно подвесить две крылатых сверхзвуковых ракеты КСР-5 (в т.ч. термоядерных) и одну К-10С под фюзеляж

Но сейчас речь пойдёт не о «подвигах» самолёта, а о серых буднях эксплуатации. В своё время – с 1955 года по 1974 год дальние бомбардировщики Ту-16 базировались на секретной авиабазе в Полтаве, которая носила позывной «Полтава-4». В 1974 году на авиабазу поступили более современные тяжелые бомбардировщики Ту-22М2, а «старички» Ту-16 стали выполнять при них роль летающих танкеров и постановщиков помех.

Но в свои золотые времена Ту-16, снаряжённый атомными бомбами или крылатыми ракетами с ядерными боеголовками нёс дежурство по ядерному сдерживанию потенциального врага. По сравнению с дальними бомбардировщиками, стоящими на вооружении сейчас (Ту-95 и Ту-160) у Ту-16 небольшая дальность полёта без дозаправки – около 6 тыс. (против 14 тыс. у Ту-95 и Ту-160). Поэтому полёт обычно длился 3-4-5 часов.

Но с 1-2 дозаправками в воздухе Ту-16 умудрялись с полтавской авиабазы добираться до Чукотки - Аляски и обратно на что уходило иногда 15 часов и более.

Как лётчики Ту-16 ходили в туалет в полёте

Проблема в том, что на Ту-16 не было туалета. Когда его конструировали, никто и предположить не мог что придумают дозаправку в воздухе. Отец моего товарища был командиром корабля Ту-16 и рассказывал…

Для хождения «по маленькому» у каждого члена экипажа (6 человек) был писуар. Но писуар – это громко сказано – это алюминиевая ёмкость похожая на термос. Да и вообще перед полётами экипаж предпочитал поменьше есть, и пить и выдавливал из себя последние капли под шасси самолёта, перед тем как залезть вовнутрь. Но ведь всякое бывает – организм – штука непредсказуемая. И «хляби небесные» могут разверзнуться в самый неподходящий момент.

Поэтому отправляясь в полет, члены экипажа брали с собой на борт обычные стеклянные 1-1,5 литровые банки для консервирования с капроновыми крышками. У таких импровизированных «унитазов» были как достоинства, так и недостатки.

Главный недостаток – представьте себе хождение «по большому» в полёте. Горло банки нужно было плотно прижимать к «булкам». Особенно проблематично было сходить «в туалет» когда стул жидкий и когда болтанка…

Достоинство такого «унитаза» - его не нужно было мыты – достаточно было зашвырнуть в кусты после посадки.

На этот счет у авиаторов была крылатая фраза, которую приписывают Валерию Чкалову, совершившему беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс: «Когда в самолёт установят туалет - профессия летчика перестанет быть героической!»

Тут рабочее место стрелка-радиста. Ему особенно не сладко в длительном полёте. Во-первых, в туалет ходить неудобно, во-вторых скучно одному
Тут рабочее место стрелка-радиста. Ему особенно не сладко в длительном полёте. Во-первых, в туалет ходить неудобно, во-вторых скучно одному

К стати эту проблему с унитазом решили в следующей модели туполевского стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 о чем можно узнать в материале "Старый медведь наводит ужас на жителей Аляски"

Как лётчики Ту-16 ходили в туалет на земле

Военный лётчик не всегда находится в полёте. Всё же большая часть службы проходит на земле и не обязательно в боевой и политической подготовке, но и в досуге, - например в «забивании «козла» - такая игра в домино.

Тот самый отец моего товарища, который был командиром экипажа Ту-16, рассказал такую историю…

В те времена, когда еще Ту-16 использовались как бомбардировщики, зимы на Украине были морозные и снежные.

«Удобства» на аэродроме не намного превосходили «удобства» в полёте, а нужники на аэродроме были обычные – кирпичная будка с выгребной ямой под ней и отверстием для «бомбометания» в виде ромбика или сердечка. Солдаты в сугробах по шею прочищали к нужнику хода. Но сидеть в тесном вонючем туалете неохота, поэтому мостились рядом с ним. На морозе «оно» замёрзнет, затем снегом «его» притрусит и всё будет в ажуре. А уже весна покажет кто и где насрал!

У лётчиков дальней авиации была лётная форма – унты на меху, шлем на меху, куртка и комбинезон тоже на меху. Комбинезон сзади был снабжен так называемым санитарным клапаном или на лётном жаргоне «бомболюком», который позволял «отбомбиться» не снимая куртки и комбинезона. Немножко неуклюже, но удобно.

…Летуны играли в домино и веселились. Один из них заявил, что доиграет партию и сходит на бомбометание. Свободные от игры товарищи решили над ним подшутить. Они пошли, спрятались за сортиром со снеговой лопатой. Когда лётчик открыл «бомболюк» и неуклюже уселся, шутники незаметно подставили снеговую лопату и «стащили» что выпало. Человек сделал своё дело, задраил бомболюк, посмотрел на результат, а там ничего нет! Он с недоумением пожал плечами и пошел дальше играть в домино.

Через несколько минут все начали прикалываться: «Фу-у, от кого это так говном несёт!!!» Неудачно отбомбившийся ни в чём не признался, а пошел в раздевалку, разделся и буквально по миллиметру осмотрел свой комбинезон, ничего там не найдя. Вернулся за стол, а все: «Слушай, тебя не было, не воняло, а вернулся, опять говном несёт!» …Человек опять пошел в раздевалку…

В общем вот такой был лётный юмор, связанный с плохими бытовыми условиями в армии.

П.С. Ту-16 нельзя по комфорту сравнивать с современными дальними бомбардировщиками (хотя и в современных бомбовозах, в частности в Ту-22М3 те же проблемы), но он был первый: дальний; тяжелый; реактивный; вооруженный ядерным оружием советский самолёт. И перед этим как не крути, меркнет отсутствие тёплого унитаза!

Фото автора. Сделаны в полтавском музее дальней бомбардировочной авиации