За последние несколько лет обода значительно прибавили в ширине. Если говорить о шоссейных колесах, то еще 8-10 лет назад обода с внутренней шириной 14 мм были классикой, сегодня стандартом можно назвать 17-18 мм. В других дисциплинах ситуация аналогичная. Так с чем же связана такая тенденция?
Тренд на широкую резину
В первую очередь, популярность широких ободов связана с растущей модой на широкие покрышки. В кросс-кантри резиной шириной 2.2 дюйма уже никого не удивить, хотя еще не так давно, всех устраивала 1.9. В шоссе нынешний стандарт - это 25 мм, но в некоторых случаях и 28 мм будет в самый раз. Натягивать такую резину на старомодный обод достаточно сложно, да и широкая шина на узком ободе работать нужным образом не сможет. И чтобы отвечать стандартам резины, производители устремились клепать широкие обода.
Какие преимущества дает широкий обод?
С первыми достоинствами встречаешься еще при монтаже - бортировать покрышку гораздо легче. Иногда надеть покрышку получиться голыми руками.
Правильная форма
25 миллиметровая резина на обод шириной 17 мм встанет лучше, чем на 15 миллиметровый. И ее форма будет более круглая, а не овальная, из-за чего увеличиться пятно контакта. По идее с бОльшим пятном покрышка лучше сглаживание неровности, но на гладкой поверхности теряется накат. широкий обод минимизирует это явление. Пятно контакта увеличиться в поперечном направлении, а в продольном уменьшится, в теории, это должно приводить к снижению сопротивления качению.
Также в покрышке круглой формы умещается больше воздуха. Тем самым, она эффективнее сглаживает неровности.
Аэродинамика
Казалось бы, широкий обод должен обладать худшей аэродинамикой, нежели узкий. Скорее всего, так и есть, если рассматривать лишь аэродинамику обода. Но если говорить о системе обод+покрышка, то здесь не все так однозначно. Заталкивая широкую покрышку в узкий обод, аэродинамичнее вы не станете. По крайней мере, так утверждает сотрудник компании Zipp, Джош Поертнер, говоря о том, что внешняя ширина обода должна составлять 105% от ширины покрышки. Может показаться, что 105% - это даже слишком, однако, колеса zipp давно считаются одними из лучших в плане аэродинамики. Что ж, придется поверить Джошу.
Помимо лучших ходовых качеств, ободья большей ширины прочнее. Широкий обод менее подвержен "восьмеркам". Сами посудите, что легче согнуть тонкий обруч, или широкий? При ударах, нагрузка, передаваемая покрышками, распределяется на бОльшую площадь, из-за чего материал медленнее накапливает усталость. В итоге обод имеет больший срок службы.
Вывод. Исходя из всего этого, нетрудно догадаться, почему обода в последнее время стали заметно шире. Конечно, некоторые могут заявить - а как же вес! Да, широкие обода требуют больше материала, следовательно, они тяжелее. Но речь идет о расширении на 3-7 мм, при такой разнице прибавка в весе совсем незначительная. А если говорить про экстремальные оф-роад дисциплины, где требуется широкая и зубчатая резина, то скорее всего, замена резины на более широкую, добавит больше веса, чем замена обода на ту же ширину. Так что все в порядке.