Найти тему
VarТехник

Почему советские БМП не имеют брони?

Оглавление

БМП – своего рода «маленький танк» и лучший друг пехоты, способный прийти на выручку значительно чаще тяжёлого коллеги. Именно БМП закрывает пехоту своей бронёй во всех смыслах этого слова, но в рамках Боевых Машин Пехоты советской школы, тактика смотрится несостоятельной из-за слабой брони. Почему в СССР защите не уделили больше внимания и что этому способствовало?

Советские БМП.

Необходимость в машине на подобии БМП появилась ещё в Первую Мировую, когда солдаты не могли даже голову высунуть из окопов. Решением стали первые танки, вооружённые пулемётами, весом около 30 тонн и лобовой бронёй от 10 до 20 мм стали. Первые танки имели много общего с кораблями, и даже двигатели брались от малых катеров. Про броню и орудие говорить не приходится. Танк мог защитить от пулемётов, но упавший артиллерийский снаряд позади боевой машины гарантированно убавлял численность пехоты.

-2

Второй виток развития был в Испании во время гражданской войны 1936 года. На основе её опыта, немецкие инженеры дорабатывали свои проекты полугусеничных бронеавтомобилей «Ханомаг», приняв их на вооружение в 1938 году. В СССР тоже осознавали необходимость подобного рода машин. Главная причина – беззащитность пехоты на маршах. Особенно остро это было во время Советско-Финской войны.

-3

Великая Отечественная в очередной раз подтвердила необходимость в бронированных машинах для пехотинцев, но их разработка была затруднена вплоть до самого конца войны. После войны, на вооружение приняли БТР-152 – легко защищённый грузовик на шасси ЗИС-151. Он прослужил в армии с 1947 года до 1962 года. Ему на смену пришли машины нового поколения – БМП и БТР в привычном для нас понимании.

-4

Почему БМП не имеют брони?

Начну с того, что в СССР предполагали стратегию контратаки войск противника на случай войны. Войска должны были достигнуть Ла-Манша буквально за несколько дней. Предполагалось активное использование танков и пехоты при поддержке артиллерии и авиации. Главная проблема заключалась в том, что советское командование не могло определиться с движителем. Было три варианта – колёсный, гусеничный и гибридный. Колёсный не был принят из-за проходимости, гибридный из-за дороговизны и в конце концов приняли полностью гусеничную схему.

-5

БМП-1 представляет собой гусеничную машину-амфибию массой 13 тонн и внушительным вооружением как для лёгкой машины – 73 мм орудие «Гром» – родственник СПГ. Машина должна была применяться на передовой, на одной линии с танками. ОБТ должны были принимать на себя удар и уничтожать самые опасные огневые точки, в то время как БМП, поддерживали огнём и подавляли пехоту противника, сопровождая союзные силы и оперативно доставляя войска специального назначения или короткого марш-броска основных сил.

-6

Если говорить именно о причинах, повторюсь – БМП должны были действовать на одной линии с танками. Проще говоря, БМП прикрывались за тяжёлыми коллегами и закрывали своей бронёй пехоту. Стоит добавить, что БМП должна была плавать и быстро перемещаться по полю сражения. В соответствии с этим, броня должна была выдерживать максимум крупнокалиберный пулемёт в лоб.

Как это исправляли?

Несмотря на имеющиеся преимущества, БМП всё равно нуждались в защите. Даже бронебойные пули винтовочного калибра могли пробить лёгкую машину борт. Чтобы устранить этот изъян, на БМП вешали дополнительные листы брони на удалении от основного слоя. Эффект не заставил себя долго ждать – живучесть повысилась, но взамен, БМП лишилась возможности плавать. БМП-2 потяжелела с 13 тонн до 15. Такая модификация имела индекс БМП-2Д

-7

После войны в Афганистане, БМП-2Д лишились дополнительной защиты и вернулись к изначальной роли – совместным действиям с танками в наступлении.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.

Танки и БМП
0