В предыдущих статьях (часть 1 и часть 2) я описал некоторые причины, по которым дохнут 12В аккумуляторы. Последняя статья (часть 3) была посвящена бортовой сети 24В с двумя аккумуляторами и проблемам, возникающим с ними.
В этой статье я хочу продолжить тему бортовой сети 24В, характерной для крупногабаритной автотехники.
Если вы внимательно прочитали последнюю статью, то должны были понять (по крайней мере я так надеюсь), что показателем качественной работы обоих АКБ является нулевая разница напряжений между ними при заряде.
Общаясь с водителями большегрузов, главными механиками и начальниками транспортных компаний, я пришел к выводу, что практически никто из них не понимает сути проблемы. Очень редко кто замеряет напряжения на каждом АКБ по отдельности при включенном двигателе (если я неправ, то пожалуйста поправьте меня в своих постах). Большинство замечает проблему когда один АКБ уже вышел из строя. А если начать измерять напряжения хотя-бы раз в месяц (опять повторюсь: при включенном двигателе), то проблему с АКБ можно заметить на ранней стадии по увеличению разницы.
Но пока бортовая сеть как-бы работает, то проводить измерения водителю будет лень. "Будет проблема - будем решать" часто слышу я в ответ, особенно если большегруз не личный. А так как собственники крупных компаний (таких как, к примеру, "Магнит" и "Пятерочка") недоступны для рядового инженера, то сотни миллионов рублей ежегодно сдаются в утиль. Причем во многих конторах заведено так: сдох один АКБ - меняем оба.
Но разве можно что-то сделать с человеческим фактором? - спросите вы. Да, можно. Можно поставить электронный девайс, который называется "балансир", и он будет следить за напряжениями обоих АКБ, периодически корректируя их разницу.
Балансиры бывают активные и пассивные. Активные перекачивают энергию с одного АКБ на другой, а пассивные стравливают излишек энергии в тепло. Какой применять - решать вам. Я лишь приведу некоторые модели с их достоинствами и недостатками.
1) простейший компараторный пассивный балансир
Коробочка с двумя проводами. На каждую АКБ вешается одна такая коробочка. Точнее это даже не балансир, так как балансировать ничего не умеет. Он тупо стравливает превышение напряжения выше 14,4В на резистивную нагрузку. В какой-то мере он будет полезен, но при небольших разбалансах. Серьезный разбег он выровнять не сможет, так как начинает работать в самом конце заряда.
2) активный балансир (китайского производства)
Коробочка с тремя проводами. Есть и модели отечественного производства. Боится неправильного подключения проводов. Перекачивает энергию с одной АКБ на другую как при заряде, так и при разряде, выравнивая напряжения. Токи балансировки до 5-10А. Но так как ток заряда от генератора может достигать и 80-100А, то девайс (на разбалансированных АКБ) может не справиться и стать причиной пожара (в худшем случае). Из-за низкой надежности народ вставляет в каждый провод по предохранителю. Гарантии практически никакой.
3) активный балансир (европейского производства)
Приличная по качеству модель, но и высокая цена. Гарантия 5 лет. Ток балансировки не очень большой. Начинает работать не сразу, а когда напряжение на одной из АКБ превысит 13,6В. Не пригодна к эксплуатации в условиях большегрузной техники (нет защиты от воды и грязи).
4) пассивная система балансировки в герметичном исполнении
Модель СБЗ-2 2К-12В начинает работать сразу как поступает зарядный ток по среднему напряжению обеих АКБ (это позволяет снизить одномоментно выделяемую мощность). Каждая АКБ подключается отдельной парой проводов. Гальваническая развязка между каналами. Провода также разделены на силовые и сигнальные, что позволяет отследить дисбаланс в 20 мВ при любом токе заряда. Имеет все необходимые защиты. Гарантия 5 лет.
Естественно система балансировки не полная панацея от всех проблем. Если АКБ плохого качества сборки, то его ничего не спасет (об этом я писал в первой статье). Зато, если вы применяете балансир, можно использовать аккумуляторы даже разных производителей (не говоря уже о разных партиях выпуска), но одной номинальной емкости. Система балансировки позволит увеличить межповерочный интервал для АКБ, при хорошем качестве АКБ позволит продлить их срок службы до положенных 5-7 лет и окупится за полгода.
Дзен практически не показывает мои статьи. Хочешь узнать больше - подпишись.
В следующей статье я расскажу о последовательном и последовательно-параллельном соединении трех и более АКБ, применяемом в мощных источниках бесперебойного питания.