Уж сколько копий было сломано на тему переоборудования автомобилей: установки всяких обвесов и спойлеров, чипования и т.д. Очевидно, что политика государства в отношении этих переделок и «улучшений», произведенных на машинах их владельцами, год от года ужесточается. В итоге некоторые приходят к выводу, что власть снова против народа. Так ли это? Вопрос сложный… Мы не будем вдаваться в проблему по шаблону «Кто виноват и что делать?» В этой статье мы лишь кратко пробежимся по наиболее частым переделкам, которые никогда не получится легализовать, не прибегая к коррупционным схемам.
Начнем с джипинга. Нередко на дорогах можно увидеть совершенно бесподобные конструкции, в которых узнать изначальную «Ниву» или старый «Крузак» просто невозможно. К сожалению, большинство из установленных на нем элементов запрещены. К ним относятся, например, самодельные силовые бамперы и пороги. Это сразу «минус», потому что эти детали должны быть сертифицированы, а значит, и пройти дорогостоящие испытания по международным требованиям (правила ЕЭК ООН). Даже многие брендовые изделия на рынке таких сертификатов соответствия не имеют. А еще, какой же джип без лифтинга? Приподнять, колеса побольше да пошире… и вперед в говны, да? Ага, щаз... Ездить на таком автомобиле по дорогам формально нельзя, потому что размер колес, положение центра тяжести и величина неподрессоренных масс – это сертифицируемые параметры автомобиля. Именно поэтому сами изготовители машин такие версии чаще всего и не предлагают, ибо из-за таких "незначительных" переделок процедуру сертификации придется проходить заново, что космически дорого.
Следом идут любители поиздеваться над «Газелями». Тут всё проще. Понты, в отличие от джиперов, им не нужны – главное, чтобы машина денег ела меньше, а приносила больше. Для этого предприимчивые владельцы любят из «Газели» сделать «Таксу», и чем длиннее, тем лучше. В ход идут болгарка, которой распиливают штатные лонжероны, и всякий металлолом, которым раму пытаются удлинить. Известны случаи, когда такие гаражные длинномеры даже лопаются пополам. А еще газелеводы очень любят контрактные движки из Японии. Мол, машина с каким-нибудь «1JZ» имеет хороший расход, тяговита и вообще не ломается. Жаль только, что всё описанное выше незаконно: раму как несущую систему может удлинять только завод-изготовитель таких машин, а установка двигателя другой марки и модели вообще недопустима, потому что нет доказательств сохранения экологического класса машины.
Тюнингёры, кастомайзеры и иже с ними тоже любят улучшить машину… всячески! Например, современные тачки чипуют, влезая в заводской программный код блока управления двигателем. Это позволяет порой добиться большей мощности, но... почти всегда ухудшает экологические показатели. Следовательно, запрещено! А еще у нас любят особо одаренные гаражные инженеры срезать стойки, уменьшать крышу, делать лимузины, ставить силовой каркас внутри салона гражданского автомобиля, переделывать тормозную систему… да кучу еще чего. Многие из этих вещей запрещены в принципе как переделки, потому что такой объем «внедрения» в конструкцию формально позволяет рассматривать автомобиль как самостоятельно изготовленную конструкцию. А это уж, чтобы такое легализовать, добро пожаловать на полный цикл испытаний, какой проходят все машины автозаводов. Ценники там с шестью нулями, поэтому никто из кастомайзеров такого делать не будет… никогда.
Предчувствуя праведный гнев в сторону «аффтара», хочется просто спросить: неужели, нет ощущения от опасности многих из этих переделок? Вы действительно уверены, что самовольное вмешательство в условиях гаража в конструкцию автомобиля не станет причиной ДТП?