За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими. Постепенно, шаг за шагом, сформировался современный автомобиль, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора. Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления. Что такое шаровая опора в машине Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок: В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей: Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью. Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию. Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
Стопорное кольцо, фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса. Конической формы наконечник, через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком. Пыльник, обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка. Резьбовая часть конического наконечника, благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются. Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески. В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты. Особенности отдельных конструкций Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты. разборная шаровая опора. шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом. Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности. Важно: несмотря на свою простоту и надёжность, шаровая опора имеет ограниченный срок службы. Чем хуже качество покрытия дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, тем больше шансов, что деталь раньше времени выйдет из строя. Выход этого важного узла из строя может стать причиной серьёзной аварии. Следует выявлять неисправность на ранней стадии её появления. Признаки неисправности шаровой опоры Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать: характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса; боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками; нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора; возрастание усилия на рулевом колесе; щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении. Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески. Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств. Что потребуется для самостоятельной проверки В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле. Для этого понадобится следующее: подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования; домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником; монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой; надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом; комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла; съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля. В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части. Осторожно! Производить работы, если автомобиль стоит на мягком грунте, бесполезно и небезопасно. Диагностика проводится на твёрдом покрытии. Как проверить шаровую опору самостоятельно.Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения. Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.