Я постоянно повторяю одну и ту же фразу: "90% поломок автомобиля, зависит от водителя", и в этой статье речь пойдёт о двигателе вашего автомобиля. Всех водителей можно условно разделить на три группы: любителей погонять, медляков, ползущих по городу не выше 40-50 км/ч и та самая, золотая середина водителей, соблюдающих скоростные режимы. Возьмём наш двигатель. Это агрегат, который превращает тепловую энергию сгорания топлива в механическую, которая приводит автомобиль к движению. У двигателя есть система смазки, для того чтобы трущиеся детали смазывались и намного меньше изнашивались. Во время своей работы мотор получает нагрузку. Чем больше в автомобиле людей или груза, и чем выше передача, тем выше нагрузка. При высокой нагрузке мотора, детали нуждаются в обильной смазке, иначе они быстрее придут в негодность. К чему я это всё клоню. Большинство водителей просто не обращают на это внимание, загружают полный салон людей, 10 мешков картошки в багажнике и ползут на 4-й передаче под бугор. Даже банально, я много кому задавал вопрос: "на что ты обращаешь внимание, когда переключаешь передачи?". Кто-то говорит "в зависимости от скорости", более опытные твердят, что "чувствую когда машина просит другую передачу", а третьи утверждают, что смотрят по оборотам двигателя - и это правильнее всего. Конечно, с опытом вы уже будете не глядя на приборку переключать передачи, но более правильно брать во внимание дорожную ситуацию, загруженность автомобиля и обороты двигателя. Если ориентироваться только по скорости, как в основном начинающие делают: 20 км/ч - вторая передача, 40 км/ч - третья и т.п. Ну вы знаете, можно и 20 км/ч на пятой ехать, только при этом мотор будет буквально выпригивать из-под капота, в надежде, что его мука скорее бы прекратилась.
Подходим к самой сути. Как я уже говорил, при повышенной нагрузке на двигатель, детали нуждаются в обильной смазке, а количество оборотов мотора напрямую зависит от давления масла в системе. Масляный насос ведь вращается коленвалом. Таким образом, нужно стараться, чтобы на текущей передаче, обороты не опускались ниже 1,5 тыс. (у кого коробка автомат, нужно просто следить за оборотами). Допустим, на второй передаче это не страшно, там можно держать и 1 тыс., главное не меньше. Разберём правильную эксплуатацию на конкретных примерах. Представьте, вы один в автомобиле, багажник пуст и вы будете двигаться по ровной дороге. Начинаете трогаться, доводите стрелку тахометра до 1,5-2 тыс. оборотов, переключаетесь на вторую передачу, далее раскручиваете мотор до 2,5 тыс. об. и включаете третью, 2,5-3 тыс. об. - четвёртая, 3 тыс. об. - пятая. На третьей и четвёртой передаче можно смело двигаться с оборотами не менее 2 тыс., желательно конечно держать около 2,5 тыс., а на пятой не менее 2,5 тыс., лучше 3 тыс. В результате обеспечивается нормальное давление масла в системе и каждая трущаяся деталь смажется как положено.
В случае, если вы двигаетесь в горку, то и разгоняйтесь сильнее, доводя обороты до 3 тыс. Если заметите, что мотор не справляется с движением на данной передаче, лучше переключитесь на пониженную - не "душите" двигатель. Даже если с полным салоном на 4-й передаче под горку двигатель справляется, а на тахометре 1,5-2 тыс. об. - тоже переключайтесь ниже. Как вы уже поняли, обращайте внимание на окружающую обстановку. Когда у вас полный салон людей, лучше двигайтесь на пониженных передачах, даже когда включаете кондиционер! Если вы не знали об этом, то при включении кондиционера, двигатель теряет немного мощности. Вернёмся к нашим категориям водителей.
Любители "быстро поездить", вряд ли похвастаются хорошим ресурсом их двигателя, так как они дают ему запредельную нагрузку, раскручивая его до запредельных оборотов. В этот момент, хоть и давление масла высокое, оно просто не успевает полностью смазать детали и охладить их, так как при высоких оборотах двигателя, детали сильно нагреваются. У медлительный водителей также ситуация не лучше, так как они дают мотору недостаточное давление масла. А вот водители, которые предпочитают спокойную езду, отвезут свой автомобиль на капремонт значительно позже остальных, так как давление масла в системе будет в норме. Есть ещё один момент. Когда достаточно длительное время двигаться в пределах города, где скорость автомобиля была не более 70 км/ч, а обороты не более 3 тыс., следует время от времени выезжать на трассу, чтобы погонять мотор на высоких оборотах, в разумных пределах, конечно - не более 3,5 тыс., ато забросаете сразу меня помидорами =) Это делается для того, чтобы очистить свечи, поршня и камеру сгорания от нагара, который скапливается пр движении по городу и просто не успевает догорать. От чего могут изредка возникать небольшие подтраивания мотора на холостых оборотах. На этом у меня всё. Напишите в комментариях, к какой категории водителей относитесь вы?