В автомобильной истории было немало примеров, когда техника сугубо военного назначения становилась востребованной в обычной, мирной жизни. В случае с Hanomag ST-100 всё начиналось с точностью до наоборот.
Изначально, в середине 1930-х годов «Гигант», именно так он назывался, задумывался в качестве тяжелого сельскохозяйственного трактора, но набиравшая обороты военная махина Вермахта положила на эту разработку свой зоркий глаз.
Ничего удивительного в этом нет, военные сразу увидели в тракторе перспективный колёсный тягач, пригодный, в том числе, и для буксировки артиллерии, и не только.
Уже к концу 1930-х машина где только не использовалась. Обычный транспортный тягач, тягавший прицепы, аэродромный буксировщик самолётов, буксировщик топливных цистерн, и даже ракетоносец.
Именно такие тягачи в версии SS-100 буксировали пусковые установки немецких баллистических ракет V2.
Что же стало причиной такой популярности? Я думаю, в первую очередь это была тяговитость, ведь под капотом стоял дизель Hanomag D85S.
Шестицилиндровый рядный двигатель объемом 8.5 литров развивал мощность в 120 л.с. Кажется, это не так уж много, но крутящий момент здесь был главнее.
Бортовая электросеть – 24 вольт, с двумя четырьмя аккумуляторами общей емкостью 150 Ампер обеспечивали надёжный запуск в любых погодных условиях.
Коробка передач четырёхскоростная, двухдисковая муфта сцепления, ведущая ось задняя. Максимальная скорость – 40 км/час.
Любопытный момент – когда у немцев начались серьёзные проблемы с жидким топливом, они пытались переделать этот тягач, установить газогенераторную установку на дизельный двигатель. Не знаю, насколько успешной была эта затея, но упоминания о ней в истории есть.
Кабина деревянная, обшитая тонким стальным листом, была двух вариантов – одинарная, трёхместная и двойная на шесть мест.
В салоне всё просто, но уже сам факт того, что была крыша над головой, для того же артиллерийского расчёта было важным моментом, а у транспортных тягачей задняя часть кабины могла служить спальником.
В 1945 году производство «Гигантов» было свёрнуто, но уцелело немало машин, которые еще долго работали в разных странах Европы. Большая часть так и осталась тягачами, только уже гражданского назначения, но на базе отдельных машин строили разную спецтехнику, даже небольшие экскаваторы.
Запас прочности позволил использовать немецкие трофеи вплоть до шестидесятых. Ныне уцелевшие тягачи можно увидеть в европейских технических музеях.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru