Обжорство — это не только грешно, но и смешно. И очень интересно, потому что настоящих обжор на их тернистом пути ждут невероятные открытия и смертельные опасности.
Как объедалась античность?
Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.
Плутарх
Как известно, древние обычно ели руками. Древние греки тоже. Чревоугодник по имени Филоксен придумал закалять пальцы рук, опуская их в горячую воду. Таким образом хитроумный Филоксен добился того, что мог первым выхватывать самые вкусные куски из только что приготовленного блюда.
В «Метаморфозах» древнеримского поэта Публия Овидия Назона упоминается царь Фессалии (область в Греции) Эрисихтон, который обладал чудовищным аппетитом. Этот грек постоянно испытывал голод и был готов умять целого кабана. Страдания Эрисихтона еще более возросли, когда боги наслали на его владения голод. Ум царя не выдержал голодных мук — бедняга Эрисихтон помер, сожрав собственные ноги. Как бы миф, но в нем намек.
Плохо кончил римский обжора Марк Габий Апиций, живший в начале нашей эры. Апиций был не просто чревоугодник, а изощренный гурман, теоретик поглощения пищи. Он писал об этом книги, сам учил поваров и даже всерьез философствовал в том смысле, что нужно брать от жизни все. Больше всего денег у Апиция уходило на изысканные кушанья — он закармливал своих гостей языками фламинго, страусами, пятками верблюдов и прочей экзотикой. Для увеличения гусиной печени и повышения ее вкусовых качеств Апиций придумал кормить гусей сушеным инжиром и медом. Свиней для Апициева стола убивали, опоив медовым вином.
Удивительно, но факт — сгубило Апиция не столько обжорство, сколько чрезмерная щедрость. Он устроил великолепный пир для жителей Рима, затратив на это дело 100 миллионов сестерциев (древнеримская монета). Уже после пира Апиций узнал, что у него осталось всего 10 миллионов этих самых сестерциев — явно недостаточно, по его мнению, чтобы жить на широкую ногу. В общем, Апиций потерял интерес к жизни и покончил с собой.
Коронованные обжоры
Персидский царь Дарий был знатным (во всех отношениях) чревоугодником. На его столе всегда находилось место для мяса — Дарий изволил кушать ягнят, бычков, оленей, зебр и копченых верблюдов. Тысячи агентов разъезжали по царству в поисках деликатесов. Не удивительно, что Дарий был мужчина очень тучный.
Вернемся в Рим.
Весной 69 года нашей эры римским императором становится Авл Вителлий. Ужасный, как вы уже догадались, обжора.
Страсть его к обжорству была гнусна и неутолима: из Рима и Италии везли яства для его глотки, от моря до моря по дорогам скрипели повозки, траты на его пиры разоряли градоначальников и опустошали города.
Публий Корнелий Тацит
Другой римский историк сообщает, что Вителлий устраивал пиры три, а то и четыре раза на дню. Чтобы не лопнуть, император всякий раз принимал рвотное. Впрочем, уже в декабре того же года Вителлий был убит взбунтовавшимися солдатами.
Хорош был гусь и Гелиогабал — император, который правил Римом в III столетии нашей эры. Три года его правления были отмечены самыми разнузданными излишествами.
Однажды у него за обедом было подано (на многих столах) шестьсот голов страусов, чтобы съесть из них мозги.
В плане плотской любви Гелиогабал был столь же ненасытен, как и в еде. Кроме того, он заставил римлян поклоняться сирийскому солнечному богу, назначив самого себя верховным жрецом. По всей империи приносились человеческие жертвы. Армия взбунтовалась, и с Гелиогабалом было покончено.
Средневековая Англия, XII век. Король Генрих I умирает, съев слишком много миног. А ведь король был ученый — даже прозвище его было Бокле́рк (от франц. фр. beauclerc — хорошо образованный). Ученость не помогла.
Другой Генрих — Генрих VIII — даже сон свой сократил, чтобы съесть за день как можно больше. Он любил мясо и пироги, а также сладости. Такая диета привела к выпадению почти всех зубов, диабету и ожирению (талия монарха увеличилась до 140 см). Король устраивал пиры во дворце Хэмптон-Корт, где для приготовления пищи было отведено 55 комнат и подсобных помещений. Штат королевской кухни насчитывал 200 человек.
Завидным аппетитом отличался и знаменитый Людовик XIV. Он предпочитал супы, сливая их за обедом в одну посудину. На второе подавали мясное —дичь, паштеты, телятину, причем «Король-солнце» мог в одиночку умять половину телячьей туши. Потеря зубов Людовика XIV не остановила — он глотал куски мяса, не жуя.
12 февраля 1771 умер от обжорства шведский король Адольф Фредрик. Причиной смерти стал слишком сытный обед, в процессе которого король кушал омаров, икру, копченую селедку, кислую капусту, кабачковый суп, пшеничные булочки с начинкой (съел 14 штук!), молоко и шампанское.
Иван Андреич
Наш знаменитый соотечественник Иван Андреевич Крылов написал 236 басен и прославился своим творчеством еще при жизни. Но талантлив Крылов был не только в поэзии, но и в обжорстве. Любил плотно покушать баснописец, даже жаловался на скудость дворцовых обедов:
...Суп подают чуть на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься.
На обед Крылов обычно съедал несколько первых блюд, пирожков 3-4тарелки, половину жареной индейки, а также тарелочку отбивных. Завершалась трапеза гурьевской кашей и сладкими пирогами. Не удивительно, что весил знаменитый баснописец 168 килограммов.
Когда Крылов умер, пошел слух, что кончина Ивана Андреевича наступила вследствие заворота кишок. На самом деле Крылова убила двусторонняя пневмония.
На миру и смерть красна
Если верить исследователям из Бристольского и Бирмингемского университетов, когда человек принимает пищу в обществе других людей, он съедает в среднем на 48 % больше, чем в одиночку.
Коллективное обжорство — древняя традиция. Еще в 879 году до нашей эры царь Ассирии Ашшурнасирапал II устроил пир в ознаменование постройки нового дворца. За праздничным столом оказались 69574 человека, а само пиршество при продолжалось 10 дней.
В плане длительности обжорства ассирийского царя обставил коллега из Персии — Ксеркс. Древний историк сообщает, что Ксеркс созвал представителей персидских племен и устроил для них пиршество, которое не прекращалось 180 дней. Почти полгода!
Это все седая древность. А вот пример из не столь отдаленного прошлого (1900 год). В Париже был устроен «банкет мэров». На этот банкет были приглашены 22295 муниципальных чиновников французской республики, которых обслуживали 1800 метрдотелей, 3600 официантов и поваров, 300 посудомоек. Гости выпили более 50000 бутылок вина.
Особой формой коллективного обжорства стали соревнования по поеданию тех или иных блюд. Например, в итальянском городе Рочелла люди каждый год соревнуются в пожирании спагетти. В 1988 году некий Лило Гуарнери (27 лет) съел 250 грамм спагетти за 1 минуту. Чемпион среди юниоров — Катальдо Ванкери, он съел те же 250 грамм за 55 секунд.
В Риме в порядке соревнования едят мороженое. Рекорд был установлен в 1989 году Паоло Сикуро, который слопал 1 кг мороженого за 1 минуту 48 секунд.
В городе Нортгемптоне (Великобритания) соревнующиеся кушают блинчики с начинкой из фруктов. Тут преуспел Питер Доусвилл — в 1989 году (богатый на рекорды год!) он за 7 минут съел 64 блинчика.
Испания может гордиться Пруденсио Маркесом. В 1971 году этот человечище заключил со своими односельчанами пари, обязавшись съесть 15 кило бананов, если другая сторона за них заплатит. Маркес выиграл пари, но не наелся, поэтому уничтожил также:
- 1 кг сала;
- 4 курицы;
- 5 кг ветчины;
- 4 кг хлеба;
- 3 коробки печенья;
- 5 шоколадок;
- 2 литра вина;
- 8 литров пива.
Закончил свой пир Пруденсио Маркес еще одним бананом (это ж как надо эти бананы любить) и чашкой кофе. Верится, конечно, с трудом. А вам?
---
Лайки, комментарии и подписки всячески приветствуются!
Еще интересное: