Найти тему
Гайдаровец. Блог

История ДК: ЗИЛ

Мы продолжаем рассказывать о московских домах культуры. Приглашаем горожан к участию - делитесь воспоминаниями и фотографиями. Связаться с кураторами проекта можно по e-mail smm.gaidarovec@gmail.com или написав нам личные сообщения в социальных сетях. Сегодня мы поговорим о Культурном центре ЗИЛ, ставшим в начале 2010-х гг. важным элементом формирования новой культуры Москвы.

С крыши ЗИЛа хорошо видно старую кирпичную стену. Это южная стена Симонова Успенского мужского монастыря, который был основан в 1370 году учеником Сергия Радонежского святителем Федором. Монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось огромное количество людей, были у монастыря хорошие финансовые ресурсы. У царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I, была в монастыре собственная келья за уединения.

В 1771 году указом Екатериной II по случаю эпидемии чумы Симонов монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году он был восстановлен по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина.

Окончательно уничтожили монастырь после революции. Сначала хотели снести все монастырские постройки, но в январе 1930 года из-за давления общественности правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, однако собор и стены следует снести. В ночь на 21 января прогремел взрыв. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, Сторожевая и Тайницкая башни. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, уничтожены все могилы на территории обители. Материалы снесенных объектов использовались при строительстве станции метро "Арбатская"

-2

На южной стене сохранились три башки: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились трапезная с церковью Св. Духа 1677—1683 гг. постройки, братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата 1485 г., мастеровая палата и «солодежня» («сушило».) Монастырь вернули церкви и начали восстанавливать лишь в начале 1990-х.

-3

Здание

На освободившейся территории развернулось строительство: в течение 7 лет, с 1931 по 1937 годы, возвели Дворец культуры Пролетарского района по проекту братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных.

В центре территории должен был встать дворец культуры трех сооружений: киноклуба состоящий из клубного корпуса, спортивного клуба (в проекте упоминается, что территория на север в будущем будет отведена на устройство физкультурной базы при Дворце культуры и его дальнейшее расширение, но в проекте Весниных "спортивного клуба" не было) и театра на 4 000 мест со сценой-трансформером, на которую по специальным пандусам могли бы въезжать танки. В 1933 году был открыт малый театр на 1046 мест, а в 1937-м – клубный корпус с помещениями для кружков. Идея как сцены-трансформера, так и зала на 4 000 мест осталась на бумаге. Из-за Т-образной формы сверху силуэт Дворца культуры напоминает самолет.

Здание Дворца культуры отвечает принципам конструктивизма и отличается строго логичной композицией. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад. От анфилады отходят два крыла: в конце правого находился буфет, в конце левого - репетиционный зал. Над зимним садом расположили конференц-зал, а над ним- обсерватория.

-4

Дворец культуры ЗИЛ за время своего существования сменил несколько названий: Дворец культуры Пролетарского района, Дворец культуры ЗИС ( Автозавода им. Сталина), Дворец культуры ЗИЛ (Завода им. Лихачева), Культурный центр «Южный» и, наконец, с 2012 года – Культурный центр ЗИЛ.

Оригинальные интерьеры братьев Весниных сохранялись только до конца 1940-х годов: во время войны при бомбардировке пострадали крыша и потолок концертного зала. Первая реконструкция ДК началась в 50-х годах. Тогда появились капители на колоннах, канделябры, тяжелые портьеры на окнах - по архитектурной моде тех времен. В 60-х гг. было принято решение отремонтировать здание, поскольку стала необходимой и его техническая модернизация. Завод им. Лихачева начал реконструкцию, продлившуюся 10 лет.

-5

Первоначально между вестибюлями большого зрительного зала и корпуса с кружковыми помещениями и библиотекой была высокая проездная арка с колоннадой. Она вела в хозяйственный двор, но в 1970-е была застроена. Четкое разделение функциональных зон типично для конструктивизма, снаружи этот принцип выражен в виде контрастных сочетаний прямоугольных объемов с плоскими кровлями и горизонтальными окнами, и полностью остекленных цилиндрических эркеров и ризалитов лестниц. Самый выразительный стеклянный эркер освещает высокое фойе зрительного зала, расположенное на втором этаже.

-6

-7

«ДК — интересный случай симбиоза двух памятников архитектуры — конструктивистского и Симонова монастыря, один из ярких примеров того, как можно разобрать на детали одну архитектуру и сложить совершенно другую, — одно из самых удивительных московских мест"
(а) архитектор Юрий Григорян для Strelka.Mag

Кружки

Драматический театр им. С.Л. Штейна, работающий при ДК, основан в 1937 году. На сцене ДК начинали свою карьеру Василий Лановой, Вера Васильева, Игорь Таланкин, Валерий Носик, Владимир Земляникин и другие артисты. В том же году при ДК открылась "Образцовая изостудия" - она работает и сегодня.

-8

В разные годы в Культурном центре ЗИЛ работали шахматный клуб и кружок по шитью, здесь учились фотоделу и цирковому искусству, в студиях занимались радиолюбители, авиа-, автомоделисты, пели и танцевали. В ЗИЛе проходили балы и карнавалы, выставки, встречи, лекции. Не одно поколение москвичей помнит зиловские новогодние елки, проходившие во Дворце культуры. В зрительном зале регулярно показывали кино.

-9
-10
-11

С момента открытия и до 60-х годов во Дворце культуры располагался филиал Ленинской библиотеки, и жители района могли по каталогу заказать любую книгу, которую привозили в читальный зал. Также во Дворце были библиотеки профкома автозавода и детская. На момент модернизации в 2012 году библиотечный фонд насчитывал 103 тысячи единиц хранения, из которых всего 30 тысяч наименований. Новых изданий практически не было.

Новый старый ДК

В 2012 году Дворец культуры ЗИЛ передан Департаменту культуры. Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры»

-12

Концепция Культурного центра ЗИЛ начала 2010-х предполагала децентрализацию культуры, творческое предпринимательство, развитие идентичности Даниловского района и местного сообщества. В ЗИЛе появились новые краеведческие программы, урбанистический лекторий, были расширены кружки, Центр стал площадкой для городских событий. Библиотека стала открытой, теперь ей можно пользоваться на всей территории. Всего сейчас в культурном центре 44 кружка и около 1500 мероприятий в год.

-13
-14

Фасады Культурного центра ЗИЛ ждет реставрация, им вернут исторический облик, и жители Москвы смогут увидеть оригинальную терразитовую штукатурку с мраморной крошкой.

Константин Паустовский, когда увидел Дворец культуры в 1933 году, сказал: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь».

Использованы материалы:
Дворец культуры: http://www.history.zilcc.ru/
ЗИЛ: история и архитектура: https://zilcc.ru/articles/552.html
Новая история Москвы: итоги первой пятилетки Культурного центра "ЗИЛ": https://strelkamag.com/ru/article/zil
Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова: https://www.the-village.ru/village/city/public-space/113681-glava-dk-zil-o-rekonstruktsii-samoy-idei-dvortsov-kultury
pastvu.com
Фасадам Дворца культуры ЗИЛ вернут исторический облик: https://stroi.mos.ru/news/fasadam-dvortsa-kul-tury-zil-viernut-istorichieskii-oblik
Драмкружок, Фидель Кастро, памятник конструктивизма: что нужно знать о Культурном центре ЗИЛ: https://www.mos.ru/news/item/41535073/