Мы продолжаем рассказывать о московских домах культуры. Приглашаем горожан к участию - делитесь воспоминаниями и фотографиями. Связаться с кураторами проекта можно по e-mail smm.gaidarovec@gmail.com или написав нам личные сообщения в социальных сетях. Сегодня мы поговорим о Культурном центре ЗИЛ, ставшим в начале 2010-х гг. важным элементом формирования новой культуры Москвы.
С крыши ЗИЛа хорошо видно старую кирпичную стену. Это южная стена Симонова Успенского мужского монастыря, который был основан в 1370 году учеником Сергия Радонежского святителем Федором. Монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось огромное количество людей, были у монастыря хорошие финансовые ресурсы. У царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I, была в монастыре собственная келья за уединения.
В 1771 году указом Екатериной II по случаю эпидемии чумы Симонов монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году он был восстановлен по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина.
Окончательно уничтожили монастырь после революции. Сначала хотели снести все монастырские постройки, но в январе 1930 года из-за давления общественности правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, однако собор и стены следует снести. В ночь на 21 января прогремел взрыв. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, Сторожевая и Тайницкая башни. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, уничтожены все могилы на территории обители. Материалы снесенных объектов использовались при строительстве станции метро "Арбатская"
На южной стене сохранились три башки: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились трапезная с церковью Св. Духа 1677—1683 гг. постройки, братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата 1485 г., мастеровая палата и «солодежня» («сушило».) Монастырь вернули церкви и начали восстанавливать лишь в начале 1990-х.
Здание
На освободившейся территории развернулось строительство: в течение 7 лет, с 1931 по 1937 годы, возвели Дворец культуры Пролетарского района по проекту братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных.
В центре территории должен был встать дворец культуры трех сооружений: киноклуба состоящий из клубного корпуса, спортивного клуба (в проекте упоминается, что территория на север в будущем будет отведена на устройство физкультурной базы при Дворце культуры и его дальнейшее расширение, но в проекте Весниных "спортивного клуба" не было) и театра на 4 000 мест со сценой-трансформером, на которую по специальным пандусам могли бы въезжать танки. В 1933 году был открыт малый театр на 1046 мест, а в 1937-м – клубный корпус с помещениями для кружков. Идея как сцены-трансформера, так и зала на 4 000 мест осталась на бумаге. Из-за Т-образной формы сверху силуэт Дворца культуры напоминает самолет.
Здание Дворца культуры отвечает принципам конструктивизма и отличается строго логичной композицией. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад. От анфилады отходят два крыла: в конце правого находился буфет, в конце левого - репетиционный зал. Над зимним садом расположили конференц-зал, а над ним- обсерватория.
Дворец культуры ЗИЛ за время своего существования сменил несколько названий: Дворец культуры Пролетарского района, Дворец культуры ЗИС ( Автозавода им. Сталина), Дворец культуры ЗИЛ (Завода им. Лихачева), Культурный центр «Южный» и, наконец, с 2012 года – Культурный центр ЗИЛ.
Оригинальные интерьеры братьев Весниных сохранялись только до конца 1940-х годов: во время войны при бомбардировке пострадали крыша и потолок концертного зала. Первая реконструкция ДК началась в 50-х годах. Тогда появились капители на колоннах, канделябры, тяжелые портьеры на окнах - по архитектурной моде тех времен. В 60-х гг. было принято решение отремонтировать здание, поскольку стала необходимой и его техническая модернизация. Завод им. Лихачева начал реконструкцию, продлившуюся 10 лет.
Первоначально между вестибюлями большого зрительного зала и корпуса с кружковыми помещениями и библиотекой была высокая проездная арка с колоннадой. Она вела в хозяйственный двор, но в 1970-е была застроена. Четкое разделение функциональных зон типично для конструктивизма, снаружи этот принцип выражен в виде контрастных сочетаний прямоугольных объемов с плоскими кровлями и горизонтальными окнами, и полностью остекленных цилиндрических эркеров и ризалитов лестниц. Самый выразительный стеклянный эркер освещает высокое фойе зрительного зала, расположенное на втором этаже.
«ДК — интересный случай симбиоза двух памятников архитектуры — конструктивистского и Симонова монастыря, один из ярких примеров того, как можно разобрать на детали одну архитектуру и сложить совершенно другую, — одно из самых удивительных московских мест"
(а) архитектор Юрий Григорян для Strelka.Mag
Кружки
Драматический театр им. С.Л. Штейна, работающий при ДК, основан в 1937 году. На сцене ДК начинали свою карьеру Василий Лановой, Вера Васильева, Игорь Таланкин, Валерий Носик, Владимир Земляникин и другие артисты. В том же году при ДК открылась "Образцовая изостудия" - она работает и сегодня.
В разные годы в Культурном центре ЗИЛ работали шахматный клуб и кружок по шитью, здесь учились фотоделу и цирковому искусству, в студиях занимались радиолюбители, авиа-, автомоделисты, пели и танцевали. В ЗИЛе проходили балы и карнавалы, выставки, встречи, лекции. Не одно поколение москвичей помнит зиловские новогодние елки, проходившие во Дворце культуры. В зрительном зале регулярно показывали кино.
С момента открытия и до 60-х годов во Дворце культуры располагался филиал Ленинской библиотеки, и жители района могли по каталогу заказать любую книгу, которую привозили в читальный зал. Также во Дворце были библиотеки профкома автозавода и детская. На момент модернизации в 2012 году библиотечный фонд насчитывал 103 тысячи единиц хранения, из которых всего 30 тысяч наименований. Новых изданий практически не было.
Новый старый ДК
В 2012 году Дворец культуры ЗИЛ передан Департаменту культуры. Успешная модель модернизации Культурного центра ЗИЛ легла в основу проекта «Московские культурные центры»
Концепция Культурного центра ЗИЛ начала 2010-х предполагала децентрализацию культуры, творческое предпринимательство, развитие идентичности Даниловского района и местного сообщества. В ЗИЛе появились новые краеведческие программы, урбанистический лекторий, были расширены кружки, Центр стал площадкой для городских событий. Библиотека стала открытой, теперь ей можно пользоваться на всей территории. Всего сейчас в культурном центре 44 кружка и около 1500 мероприятий в год.
Фасады Культурного центра ЗИЛ ждет реставрация, им вернут исторический облик, и жители Москвы смогут увидеть оригинальную терразитовую штукатурку с мраморной крошкой.
Константин Паустовский, когда увидел Дворец культуры в 1933 году, сказал: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь».
Использованы материалы:
Дворец культуры: http://www.history.zilcc.ru/
ЗИЛ: история и архитектура: https://zilcc.ru/articles/552.html
Новая история Москвы: итоги первой пятилетки Культурного центра "ЗИЛ": https://strelkamag.com/ru/article/zil
Интервью: Директор ДК ЗИЛ Елена Зеленцова: https://www.the-village.ru/village/city/public-space/113681-glava-dk-zil-o-rekonstruktsii-samoy-idei-dvortsov-kultury
pastvu.com
Фасадам Дворца культуры ЗИЛ вернут исторический облик: https://stroi.mos.ru/news/fasadam-dvortsa-kul-tury-zil-viernut-istorichieskii-oblik
Драмкружок, Фидель Кастро, памятник конструктивизма: что нужно знать о Культурном центре ЗИЛ: https://www.mos.ru/news/item/41535073/