На днях исполнилось 50 лет с тех пор, как первые шасть автомобилей ВАЗ-2101 сошли с конвейера предприятия в Тольятти. В честь столь знаменательного события журнал "Движок" решил вкратце рассказать о некоторых культовых моментах в истории отечественного предприятия, которые кто-то считает прорывными, а кто-то исключительно грустными. Ну а начнем мы с одного из самых эксклюзивных событий в истории АвтоВАЗа - выпуска минивэна 2120. Ни до ни после, машин данного сегмента в линейке Lada не было и не предвидится.
В России так часто бывает: гений нашего ума, русская изобретательность и безграничная фантазия разбивается о реальность и необходимость делать скучные и унылые вещи во благе прожорливой финансовой составляющей. Количества шедевральных проектов на пыльных полках шкафов центра разработки АвтоВАЗа, наверняка, хватит на десяток подобных заводов. Однако большинство из них так и остались проектами. Поэтому для большинства россиян до сих пор загадка, как в самый разгар экономических потрясений 90-х отечественная автопромышленность решилась на столь смелый шаг, который подарил нам самую загадочную серийную модель АвтоВАЗа.
Чтобы оценить уникальность этого автомобиля достаточно просто проговорить вслух его описание: СЕМИМЕСТНЫЙ, ПОЛНОПРИВОДНЫЙ МИНИВЭН. И это во время когда главной машиной россиян все-еще оставалась "классика", а "десятка" только начинала продаваться.
Так зачем же на нашем "нищем", во всех смыслах, автомобильном рынке тех времен понадобилась такое "чудо". До этого россиянам минивэны прекрасно заменяли "буханки", "рафики" или подержанные японские "праворульки". Хотя большинству автолюбителей тех времен какая-нибудь "шестерка" заменяла и грузовик, и пассажирскую машину, и суперкар с кабриолетом. Официального ответа не существует, не считая формальных бумажных маркетинговых штампов, вроде - "расширение модельного ряда" и "новых предложений для рынка".
Большинство сходятся во мнении, что ВАЗ-2120 "Надежда" была, той самой последней надеждой отечественного автопрома, которая должна была хоть как-то конкурировать с иностранным производителями. Вышедшие до этого новые модели Лада явно дали понять, что с технологической точки зрения все уже проиграно: модель "2115" была всего лишь плохо скрытой старой "восьмеркой", а "десятка" и близко не соответствовала уровню европейских машин своего класса. К примеру, в том же 98-ом появилась Peugeot 206. Сравнивать эти автомобили одного класса абсолютно бессмысленно. И что же делать когда инженерные ресурсы исчерпаны? Остается только поставить все на маркетинг и завлечь россиян чем-то у чего нет аналогов в линейке известных европейских производителей.
Однако при этом необходимо использовать только тот инженерный материал, который уже есть, ведь о новых вложениях в разработку тогда не мог мечтать даже самый оптимистичный житель Тольятти. Именно поэтому основой для "Надежды" стала модель 2131 или просто "пятидверная Нива". Если говорить о внедорожных возможностях, то более лучшего донора представить просто невозможно. Однако основные задачи у "надежды" были не внедорожные, а "семейные". Для этого задняя дверь была сделана сдвижной. Вроде бы отличное решение, если бы не одно "но" - это была единственная задняя дверь. Понятно, что сделано это был для удешевления модели, но вряд ли это удобно.
Под капотом минивэна разместился двигатель 1.8 л мощностью 80 л.с., либо 1.7 л мощностью 79 л.с. Все силовые агрегаты работали вместе с классической "механикой".
Модель так никогда по-настоящему и не перебиралась на конвейер АвтоВАЗа. Минивэн мелкосерийно выпускался силами опытно-промышленного производства. Хотя "мелкосерийное" оно по сравнению с рядовыми моделями автогиганта. В абсолютных цифрах за 8 лет производства АвтоВАЗ выпустил чуть больше 8 тысяч таких машин. Конечно не на такой результат рассчитывали в компании, выпуская "Надежду".
Так в чем же была причина слабого спроса на минивэн? Есть совершенно банальные причины этого которые АвтоВАЗ в той или иной степени не устранил до сих пор. Имя им - надежность! Как и вся продукция Lada того времени, "Надежда" сходила с конвейера с множеством проблем, за устранение которых отвечал уже только владелец минивэна и никто другой. И если "классике" это прощали за превосходную ремонтопригодность и дешевость, то более дорогой машине этого прощать не стали.
Да и само наличие пятидверной "нивы" практически полностью лишило смысла существования минивэна. Все знали, что ВАЗ-2120 - это технически та же "Нива", так зачем переплачивать за два лишних места в салоне. А многодетные семьи в ту пору были озабочены проблемами гораздо более важными нежели радость совместной поездки в одном транспортном средстве. Так что "Надежда" так и осталась в памяти россиян тем самым автомобилем, который в очередной раз подтвердил отсталость отечественного автопрома "девяностых".