Найти в Дзене
Задача выжить

Почему лучший американский самолёт-разведчик не смог летать над СССР.

Оглавление

Приветствую на канале!

20 век по праву можно считать атомным, но не только это направление показало стремительный рост. Авиация тоже не стояла на месте и ударными темпами развивалась от поршневых до реактивных самолётов. И одним из самых продвинутых, засекреченных и дорогих самолётов этого века можно считать SR-71 Blackbird, или по-русски «Чёрный дрозд».

Источник: porting-team.ru. SR-71A - серийная версия.
Источник: porting-team.ru. SR-71A - серийная версия.

Этот высотный разведчик начал разрабатываться ещё в далёкие 60-е, когда американцам стало понятно, что территория СССР закрыта для их разведки. Случилось это после того, как советские зенитчики сбили другой высотный самолёт-шпион U-2 над Свердловском. Причём сделали они это на высоте чуть более 20 километров с помощью ЗРК С-75. Тогда американцы пришли к выводу, что надо брать выше, желательно под 30 км, и скоростные характеристики машины должны были ей позволять уходить от советских ЗУР и авиации. На такой высоте, вкупе со скоростью, уйти от ракеты или перехватчика не составляло труда, в теории. После долгих лет работ, компания «Локхид» представила прототип, разработанный специально для ЦРУ – А-12. Но уже в 1968 году эта программа была закрыта и все усилия были направлены на SR-71, который был очень сильно похож на своего предшественника. С первого взгляда отличить их крайне сложно, но можно – у ранней версии для ЦРУ было место только для пилота, у серийного же SR-71A было два члена экипажа.

Источник: U.S.Air Force. А это уже прототип - А-12, разработанный для ЦРУ.
Источник: U.S.Air Force. А это уже прототип - А-12, разработанный для ЦРУ.

«Черный дрозд» получился действительно уникальной машиной для того времени. Высота полёта разведчика достигала 29000 метров, но стандартная была всё же поменьше – около 26000 метров, хотя и её хватало с головой. Но главной фишкой всего проекта была скорость – она достигала 3500 километров в час. Ну и что тут такого? Есть самолёты, которые это могут повторить. И да и нет. У «Чёрного дрозда» она была крейсерской в течение чуть более часа, что на тот момент было недоступно никому, даже Советскому Союзу. Были случаи, когда SR-71A на полной скорости шёл к нашей стране, но у самой её границы разворачивался и улетал восвояси, чем умудрялся переполошить наши ВВС. Много головной боли он доставил советским военным. Но не всегда эту «птицу» удавалось обнаружить вовремя – виной тому Стелс-технология, пусть и в виде ранних наработок. Однако несмотря на крайне высокую продвинутость американского самолёта, в наше небо он так и не залетел. Виной тому всё тот же сбитый U-2 над Свердловском и один советский проект, который ставил безопасность полётов американца под большой вопрос.

Источник: Alex Beltyukov - RuSpotters Team. МиГ-25.
Источник: Alex Beltyukov - RuSpotters Team. МиГ-25.

В 1964 году совершил свой первый полёт истребитель-перехватчик МиГ-25, практически параллельно по времени с «Чёрным дроздом». Машина, как и его американский «коллега», во многом революционная. Ну, во-первых, аналогичная высота полёта – более 25000 метров. Ну, а во-вторых, скорость в 3400 километров в час. Единственное отличие в том, что наш МиГ не мог долго её держать – планер не выдерживал. Но были разработаны специальные тактики, позволяющие нивелировать этот недостаток. Советским лётчикам удавалось появляться буквально перед самым носом американца. Да ракеты на МиГе могли перехватывать цели, летящие со скоростью до 6М, или более 6500 километров в час. А в начале 80-х ему пришла замена – МиГ-31, который оказался ещё более продвинутым и лишён недостатков 25-го. Его мощная РЛС ставила американскую Стелс-технологию под большой вопрос, а вооружение позволяло сбивать цели на расстоянии до 120 километров, что тогда было довольно большим расстоянием. Есть мнение, что после принятия на вооружение и насыщения советских войск ПВО, американский «Чёрный дрозд» был снят с вооружения в 1989 году по причине своей неэффективности. То, что кое-как прокатило в 60-е и 70-е, окончательно утратило свои преимущества.

Источник: U.S.Air Force.
Источник: U.S.Air Force.

Ну а окончательно добили этот проект ставшие по-настоящему массовыми спутники-шпионы, сбить которые уже не так просто по ряду причин, да и не зачем. Сейчас все Локхид SR-71A являются музейными экспонатами, а наши МиГи до сих пор защищают небо страны.

Дорогой Друг, большая просьба, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - это очень помогает в развитии канала.
Спасибо!