Зарядный ящик на шасси White TАD
Страна: Россия
Год производства: 1916-1917
Количество: 24
Производитель: Путиловский завод
Шасси: White 3-ton (White TАD)
Экипаж: 6
Бронирование: нет
Боевая масса 7 тонн
Двигатель 30 л.с.
Где посмотреть: White TАD Галерея Сорокина-2020 (частное владение, возможна демонстрация на профильных выставках)
За время Первой мировой войны в Российской императорской армии было сформировано 9-ть отдельных автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту. По штату 1916 года батареи были полностью автономны и моторизованы. В каждую батарею входило 4 боевые машины (моторные орудия) с пушками Лендера-Тарновского и 4 грузовика-зарядных ящика, а так же вспомогательные машины - три легковых автомобиля, грузовик для перевозки запасных частей, телефонного имущества и приборов наблюдения, автомастерская, автоцистерна, прожекторный автомобиль, автомобиль-кухня и автомобиль с генераторной установкой. Три батареи были оснащены боевыми машинами на шасси Руссо-Балт Т, а шесть батарей с 24 орудиями на шасси импортных грузовиков White. И если для моторных орудий использовали специально заказанные пятитонные шасси White TCD, то для зарядных ящиков решили применять существенно более дешевые и распространенные White TAD.
Зарядные ящики решили строить на базе трехтонной модели White TAD с двигателем мощностью 30 л.с, в американских документах машина учитывалась по номинальной мощности 22,5 л.с. Конструкция машин TAD была стандартной. Главным отличием от остальных американских грузовых машин, закупленных в Российскую армию в 1914-1917 годах, было качество изготовления и используемые материалы. White TAD были простыми, надежными, крепкими, что оценили не только в России, но и во Франции. Весной 1915 года ГАУ заказало у американской фирмы White Motor Company первые двенадцать 5-тонных и столько же 3-тонных грузовых автомобилей. Орудийные автомобили White могли перевозить 96 выстрелов (24 лотка), а на трех-тонных White TAD можно было перевозил 144 выстрела (36 лотков). Всего запас батареи на шасси White составлял 960 выстрелов, что было вполне достаточно для условий Первой мировой войны.
В ходе развала армии в 1917-1918 годах одна из зарядных машин вместе с моторным орудием попала в эстонскую армию. Когда в 20-х годах в Эстонии решили создать полноценную зенитную батарею, она пошла на "повышение" была переоборудована в моторное орудие.
За время Первой мировой войны в России были созданы мощности по ремонту импортных машин. Самыми массовыми были итальянские полуторки FIAT-15ter и американские 3-х тонки White-TAD. Был налажен не только ремонт машин из привозных частей, но и изготовление большой номенклатуры запчастей в России, например на московском АМО. Когда после окончания войны встал вопрос о производстве собственных машин, выбор был сделан именно из этих двух машин, в Москве на АМО стали производить аналог Фиата АМО-Ф-15, а в Ярославле на Ярославском государственном автомобильном заводе, взяв за основу конструкцию White-TAD, грузовик Я-3. Всего с 1925 по 1928 год было выпущено 160 - Я-3. Это был первый автомобиль в России с правым расположением руля, как и у его прототипа. От прототипа унаследовал и только одну левую дверь. Все ярославские машины от Я-3 до ЯГ-6, чье производство было закончено в 1943 году, несли в себе наследственные черты White TAD: менялись двигатели, коробки передач, трансмиссия, но все равно это была модернизация американского грузовика, который поставлялся в Россию начиная с 1914 года.
На Галереи Сорокина-2020 в Сокольниках был показан грузовик White TAD, приобретенный во Франции коллекционерами из Наро-Фоминска. Возможно в будущем машина будет показана и на других выставках:
В сентябре 1917 года в рамках журнальной серии Автолегенды СССР вышла модель грузовика White-TAD в масштабе 1:43 = Спецвыпуск 2. АМО-White.
Источники:
Станислав Кирилец. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов", Эксмо. 2018
Станислав Кирилец Автомобили-зенитки Народной армии Эстонии ( https://coollib.com/b/352837/read )
Станислав Кирилец. Автомобили «Уайт» в Российской империи.