Найти в Дзене
Remont1969

6.20. Русская легенда. Часть 7. Зарядный ящик на шасси White TАD.

Зарядный ящик на шасси White TАD

Страна: Россия

Год производства: 1916-1917

Количество: 24

Производитель: Путиловский завод

Шасси: White 3-ton (White TАD)

Экипаж: 6

Бронирование: нет

Боевая масса 7 тонн

Двигатель 30 л.с.

Где посмотреть: White TАD Галерея Сорокина-2020 (частное владение, возможна демонстрация на профильных выставках)

фото: https://www.facebook.com/gruzovikpress/photos/a.757033141031245/2607029752698232/?type=3&theater
фото: https://www.facebook.com/gruzovikpress/photos/a.757033141031245/2607029752698232/?type=3&theater
За время Первой мировой войны в Российской императорской армии было сформировано 9-ть отдельных автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту. По штату 1916 года батареи были полностью автономны и моторизованы. В каждую батарею входило 4 боевые машины (моторные орудия) с пушками Лендера-Тарновского и 4 грузовика-зарядных ящика, а так же вспомогательные машины - три легковых автомобиля, грузовик для перевозки запасных частей, телефонного имущества и приборов наблюдения, автомастерская, автоцистерна, прожекторный автомобиль, автомобиль-кухня и автомобиль с генераторной установкой. Три батареи были оснащены боевыми машинами на шасси Руссо-Балт Т, а шесть батарей с 24 орудиями на шасси импортных грузовиков White. И если для моторных орудий использовали специально заказанные пятитонные шасси White TCD, то для зарядных ящиков решили применять существенно более дешевые и распространенные White TAD.
-3

Зарядные ящики решили строить на базе трехтонной модели White TAD с двигателем мощностью 30 л.с, в американских документах машина учитывалась по номинальной мощности 22,5 л.с. Конструкция машин TAD была стандартной. Главным отличием от остальных американских грузовых машин, закупленных в Российскую армию в 1914-1917 годах, было качество изготовления и используемые материалы. White TAD были простыми, надежными, крепкими, что оценили не только в России, но и во Франции. Весной 1915 года ГАУ заказало у американской фирмы White Motor Company первые двенадцать 5-тонных и столько же 3-тонных грузовых автомобилей. Орудийные автомобили White могли перевозить 96 выстрелов (24 лотка), а на трех-тонных White TAD можно было перевозил 144 выстрела (36 лотков). Всего запас батареи на шасси White составлял 960 выстрелов, что было вполне достаточно для условий Первой мировой войны.

Грузовик зарядный ящик в эстонской армии, как артиллерийский тягач.
Грузовик зарядный ящик в эстонской армии, как артиллерийский тягач.

В ходе развала армии в 1917-1918 годах одна из зарядных машин вместе с моторным орудием попала в эстонскую армию. Когда в 20-х годах в Эстонии решили создать полноценную зенитную батарею, она пошла на "повышение" была переоборудована в моторное орудие.

-5

За время Первой мировой войны в России были созданы мощности по ремонту импортных машин. Самыми массовыми были итальянские полуторки FIAT-15ter и американские 3-х тонки White-TAD. Был налажен не только ремонт машин из привозных частей, но и изготовление большой номенклатуры запчастей в России, например на московском АМО. Когда после окончания войны встал вопрос о производстве собственных машин, выбор был сделан именно из этих двух машин, в Москве на АМО стали производить аналог Фиата АМО-Ф-15, а в Ярославле на Ярославском государственном автомобильном заводе, взяв за основу конструкцию White-TAD, грузовик Я-3. Всего с 1925 по 1928 год было выпущено 160 - Я-3. Это был первый автомобиль в России с правым расположением руля, как и у его прототипа. От прототипа унаследовал и только одну левую дверь. Все ярославские машины от Я-3 до ЯГ-6, чье производство было закончено в 1943 году, несли в себе наследственные черты White TAD: менялись двигатели, коробки передач, трансмиссия, но все равно это была модернизация американского грузовика, который поставлялся в Россию начиная с 1914 года.

Я-3, хорошо виден полукруглый передний бампер из швелера, унаследованный от TAD
Я-3, хорошо виден полукруглый передний бампер из швелера, унаследованный от TAD

На Галереи Сорокина-2020 в Сокольниках был показан грузовик White TAD, приобретенный во Франции коллекционерами из Наро-Фоминска. Возможно в будущем машина будет показана и на других выставках:

Фото: RCforum.ru c выставки Галерея Сорокина-2020
Фото: RCforum.ru c выставки Галерея Сорокина-2020

В сентябре 1917 года в рамках журнальной серии Автолегенды СССР вышла модель грузовика White-TAD в масштабе 1:43 = Спецвыпуск 2. АМО-White.

Фото: RCforum.ru
Фото: RCforum.ru

Источники:

Станислав Кирилец. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов", Эксмо. 2018

Станислав Кирилец Автомобили-зенитки Народной армии Эстонии ( https://coollib.com/b/352837/read )

Станислав Кирилец. Автомобили «Уайт» в Российской империи.

http://www.gruzovikpress.ru/article/12315-amerikanskie-gruzoviki-white-avtomobili-uayt-v-rossiyskoy-imperii/

Авто
5,66 млн интересуются