Я увидел это своими глазами в ходе рабочей поездки на Выборгский Судостроительный Завод.
Выборгский Судостроительный Завод - одно из немногих действующих судостроительных предприятий России. Основанная в 1948 году верфь в советское время строила баржи, танкеры, сухогрузы, лесовозы, десантные корабли и даже плавучие буровые платформы.
Одна из нефтедобывающих платформ (Odyssey) в конце девяностых была на этой же верфи переделана в плавучий космодром, известный как "Морской старт".
В начале двухтысячных тут по заказу норвежских нефтяников построили полупогружную нефтяную платформу. По иронии судьбы - а может, хитрые иностранцы сразу так спланировали - на данный момент платформа выполняет роль радара Х-диапазона морского базирования - элемента системы ПРО США.
Умение решать самые сложные задачи всегда было фирменной чертой ВСЗ. Именно тут должны были построить все буровые и суда обеспечения (танкеры, газовозы, ледоколы) для работы на Штокмановском месторождении, для этого должны были построить близ Приморска новую суперверфь. Но в итоге проект был заморожен, а две построенных буровых переделали под работу на Сахалине.
На протяжении двух десятилетий 21 века, тут были построены сразу несколько дизель-электрических ледоколов проектов 21900М и Aker Arc 130A (новейший класс Icebreaker8). Чтобы строить столь крупные суда длиной более 120 метров и водоизмещением в 14 000 и более тонн, был построен плавучий док.
Сегодня тут строят активно траулеры проектов КМТ01 и КМТ02, разработанных Морским Инженерным бюро. КМТ расшифровывается как "кормовой морозильный траулер".
Предлагаю прогуляться по цехам этого огромного предприятия. Прогулка оказалась совсем не короткой - за расстояния тут огромные, по территории завода я прошел более 5 км.
Постройка корпуса судна начинается с… железной дороги, по которой металл в виде заготовок поступает от поставщика - основной из них это Череповецкий металлургический комбинат ("Северсталь"). При помощи кран-балки и роликовых оснований, заготовки попадают в цех первичной обработки.
Тут при помощи дробеструйной обработки металл очищается от окислов и загрязнений, покрывается защитным покрытием.
Затем детали поступают в следующий цех, где им помощи станков и прессов придают необходимую форму, в том числе с использованием традиционных деревянных шаблонов. Старая школа никогда не подводит!
Краном в цеху управляет очаровательная девушка. Вообще, на кранах эта картина сплошь и рядом на различных производствах, где я бывал.
После этого детали сваривают воедино.
Сваренные конструкции переходят в гигантские окрасочные камеры. После повторной дробеструйной обработки, на них наносится защитный грунт.
Далее крупные конструкции перевозятся в другой ангар, и свариваются на стапелях.
Корпус судна собирается как конструктор Lego, он окружен лестами, на которых работают сварщики.
В процессе сборки корпуса, в него устанавливаются двигатели и прочее крупногабаритное оборудование.
Затем корабль по рельсам направляется в шлюз с выводным каналом, где его спускают на воду.
Краны и вид цеха со стороны рельс.
Выводной канал и шлюз.
После этого он отправляется на окончательную сборку в плавучий док или к причалу.
Именно на этом этапе на корабль устанавливается надстройка - в том числе, с капитанской рубкой.
Затем ставят все остальное, проводят проводку, и оборудуют внутренние помещения. Последний этап - финальная покраска. После чего корабль отправляется на ходовые испытания, после чего следует его приемка и передача заказчику.
Весь процесс постройки подобного рыболовного корабля занимает около двух лет. Длина таких рыболовецких судов - 86 метров, ширина - 17 метров. Хотя вживую они кажутся гораздо крупнее.
Вместе с тем, на заводе не все так радужно как может показаться. Предприятие требует огромных расходов на сотрудников и производство. В условиях рецессии его доходы падают. Чистый убыток за 2019 г. составил 1,759 млрд., увеличившись в 3 раза по сравнению с 0,545 млрд. в предыдущем году. Выручка сократилась на 36,5% до 5,046 млрд. против ₽7,947 млрд. годом ранее. Вместе с тем, заказы есть как минимум до 2022 года, так что хочется верить, что предприятие преодолеет все трудности, а России нужно будет все больше и больше кораблей для освоения Арктики.
Что-что, а строить их у нас умеют!