О первых летательных аппаратах нового типа всегда интересно вспомнить, будь то первые машины в мире или в конкретной стране. Поиск формы, оптимальной конструкции и направление развития инженерной мысли спустя многие десятилетия кажутся интересными и поучительными.
Касается это, в частности, и вертолетостроения: сегодня вспомним о первом серийном вертолете, разработанном в Великобритании. Итак, встречаем Bristol 171 Sycamore.
Начнем издалека. Вообще, британцы познакомились с винтокрылой техникой еще середине 20-х: на дворе была "эра автожиров", и новые "аэропланы с вращающимися крыльями" испанца Сиервы были в большой моде. В 1926 Хуан Сиерва, с участием и финансовой поддержкой шотландца Джорджа Вейра, основал Cierva Autogiro Company. Англия приняла новую технику весьма благосклонно: предприятие выпустило больше 15 моделей автожиров, самым популярным, был, конечно, С30- лучшая машина Сиервы. Их сделали полторы сотни.
После гибели Сиервы в 1936 году работы продолжились, и к 1938 году взлетел первый британский экспериментальный вертолет Cierva W-5
Война прервала разработку новых машин, а после наступления мира Британия (по примеру многих стран) решила приобрести лицензию на выпуск американского вертолета Sikorsky R-4, к тому времени уже успешно летавшего и вполне удачного. Тем не менее, разработка собственного, британского вертолета не уходила с повестки дня, и еще в 1944 году крупное авиапредприятие Bristol Aeroplane Company открыло вертолетное подразделение, начавшее проработку новой машины. Ведущим инженером по проекту назначили Рауля Хафнера - талантливый авиаконструктор перебрался из Австрии в Британию еще в начале 30-х годов и уже создал несколько удачных проектов, включая весьма неплохой прыгающий автожир AR-3.
Машину, не мудрствуя лукаво (и, конечно, с оглядкой на удачную схему Сикорского) делали одновинтовой, с трехлопастным несущим винтом. Конструкция была смешанной: лопасти деревянные с металлическим лонжероном, корпус- алюминий. Вертолет был общего назначения, для перевозки грузов и пассажиров в трехместной кабине.
Первый полет геликоптер "Сикомора" (вертолет назвали так по кружащемуся семечку клена) выполнил в июле 1947 года. Серийные машины оснащались 550-сильным поршневым мотором и имели вполне типичные для вертолетов первого поколения скромные характеристики: крейсерская скорость 160-170 километров в час при дальности около 400 км.
Фирменными "фишками" вертолета были оригинальный хафнеровский автомат перекоса схемы "паук" (достаточно редкий в настоящее время)
и оригинальная система компенсации центровки машины, предназначенная для точной подгонки центровки в зависимости от количества пассажиров и груза в кабине, а также выработки топлива из баков: состояла из переднего и заднего баков со смесью воды и антифриза емкостью по 25 литров. Так, на каждого дополнительного пассажира приходилось с помощью насоса перекачивать 8 литров смеси в задний бак. Впрочем, на R-4 Сикорского для этой цели служили мешки с песком...
Вертолет выпускался в нескольких модификациях до 1958 года и широко применялся по всей Британской Империи, от Австралии до Канады, также
ряде стран Европы- например, Германии и Швейцарии. Применялся как в гражданских, так и в военных целях как вертолет связи и разведки, поиска и эвакуации. Как и многие машины первого поколения, он страдал "детскими болезнями" - склонностью к земному резонансу, быстрым износом лопастей и малой высотностью. Тем не менее, на нем был наработан большой опыт создания и эксплуатации вертолетов.
Примечательно, что 1955 именно "Бристоль 171" открыл первую в Европе регулярную пассажирскую вертолетную линию Лондон (Гатвик)- Бирмингем.
Всего было выпущено 180 машин. Несколько продолжали использоваться до 1972 года.
По теме: прыгающий автожир-отец вертолета
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Немецкий индиец местных авиалиний
Fokker F-27: с него копировали Ан-24?
Над крылом: история необычного самолета
Горбатый кукурузник из Австралии
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:
Магадан - Москва: телепортация с красной икрой
Над водопадом Виктория в Зимбабве
Эфиопские авиалинии: личный опыт
Перелет Москва-Токио Japan Airlines: отлично!
Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот
...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье
....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Еще раз спасибо за просмотр!