РАЗЛИЧНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДИКИ.
Тот, кто видит мир как иллюзию, пребывает в невежестве. Тот, кто видит все как реальность, познал мир.
Йога - это учение, приближение к которому возможно исключительно посредством личного опыта. При этом теоретические выкладки, на мой взгляд, необходимы для более полного ознакомления с “йогой” и стимуляции большего интереса.
Прежде чем я расскажу, что означает слово “йога” и какие оно имеет значения, подумайте о своих ассоциациях. Стояние на гвоздях или хождение по углям? Набор физических упражнений или медитация в позе лотоса? Здоровье, гармония..? Практически все, что вы отнесли к йоге, ей и является. Это связано с тем, что йога - очень глубокая и многогранная система. Она создана в лабораториях умов древних индийских мудрецов, чья эффективность в физическом и психическом развитии находит подтверждение современной наукой.
Санскритский корень “юдж” в слове “йога” имеет несколько близких по смыслу значений: «сумма», «ярмо», «соединять», «сопрягать». Что же объединяет йога? Во-первых, на базовом уровне это соединение таких философских понятий, как Материя и Дух. В узком смысле - соединение тела и души, тела и ума. Во-вторых, соединение нашего укрепившегося единства (в философии индуизма это определяется как «индивидуальная душа» или Атман - «я есть» (санскр.)) с чем-то нас превосходящим (в философии индуизма «сверхудуша» или Брахман) [прим. автора: идеологией индуистского миросозерцания является Веданта - одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, согласно которой наше индивидуальное «я» отчуждено от своей основы - от высшего «Я». Высшей целью йоги является Единство Индивидуальной Души (Атман) и Вселенской Души (Брахман)].
Если признается Бог, то с Богом (или другие близкие вашему мировоззрению понятия - Бытие, Вселенная, Высшее Сознание и др.). Таким образом, йога - это некое обретение целостности себя или обретение прочной связи и единства с целостностью. Йога универсальна и независима от какой-либо религии, национальности, языка, расы, культуры и времени.
В современном западном мире йога все же широко известна благодаря одному из ее видов - Хатха-йоге, работающей в большей степени с физическим телом посредством асан. Однако внутри йоги также существуют и другие подходы, в которых нет акцента или вовсе отсутствует работа с физическим телом напрямую: Мантра йога - йога звука, Лайа йога - йога растворения и Раджа йога («царская йога») - йога ума или работа с сознанием. Помимо этих четырех видов существует множество других методов йоги, например, Бхакти - йога любви и преданности, Карма - йога действия и служения, Гьяна - йога знания (изучение философии йоги), и т.д.
8-МЬ СТУПЕНЕЙ ПАТАНДЖАЛИ
Существует еще одно классическое определение слова “йога”, описанное в Йога Сутрах [прим. автора: авторитетный древний текст индийской философской школы йоги, приблизительно датируемый первым тысячелетием до н.э.] Патанджали [прим. автора: мудрец Патанджали считается основателем метода Раджа или Аштанга йоги - "восьмеричного пути"] - йога читта вритти ниродха - «йога есть состояние, в котором отсутствуют неконтролируемые колебания ума». В философии индуизма ум сравнивается с бешеной обезьяной, скачущей с ветки на ветку. Подобно ей, ум все время находится в движении. Взбудораженный, он теряет способность адекватно воспринимать реальность, которую мы воспринимаем через призму нашего разума. Без спокойного ума и душа не на месте, и физического здоровья не будет. В системе Патанджали представлены 8 ступеней, следуя которым, становится возможным обретение внутренней целостности и гармонии.
I ступень Яма - контроль.
Это универсальные моральные заповеди, касающиеся наших отношений с другими людьми и окружающим миром.
ахимса - непричинение вреда ни мыслью, ни словом, ни действием;
сатья - правдивость, соответствие слов и мыслей;
астея - неворовство, отсутствие стремления присвоить чужое, честность;
апариграха - нестяжательство, отсутствие алчности и стремления к личному обогащению;
брахмачарья - воздержанность, целомудрие.
II ступень Нияма - правило, обет.
Принципы, касающиеся индивидуальных моральных установок, таких как:
шауча - чистота, как внешняя (чистота тела), так и внутренняя (чистота помыслов и побуждений); сантоша - удовлетворенность всем, чем располагаешь на данный момент, смирение; тапас - подвижничество, ограничение собственных желаний ради достижения цели; свадхьяя - самосовершенствование, изучение духовной литературы; ишвара пранидхана - упование на Бога, посвящение всех действий высшему духовному началу.
III ступень Асана - поза.
У современного западного человека именно асана - стойка на голове, поза лотоса, нога за головой и др. ассоциируются с йогой. Асана относится только к методу Хатха-йоги, о котором упоминалось выше. Эти специфические положения оказывают широкое воздействие на мускулы, нервы и органы, делая тело более гибким, сильным, здоровым, а также готовят его к следующим ступеням.
IV ступень Пранаяма - контроль дыхания.
Как и асаны, дыхательные техники обладают терапевтическим эффектом. Они воздействуют на организм, делая тело здоровым, а психику - устойчивой. Пранаяма тренирует дыхательные мышцы (диафрагму, мышцы живота, мыщцы грудной клетки и шеи), усиливает вентиляцию и кровоток в легких (профилактика распироторных заболеваний), массирует и усиливает кровоток внутренних органов, влияет на изменение газового состава крови (понижает уровень кислорода и увеличивает углекислый газ). Кроме того, наше эмоциональное состояние влияет на дыхание, т.к., дыхательная система напрямую связана с деятельностью центральной нервной системы и поддается волевому контролю. Когда мы нервничаем, пребываем в состоянии стресса и возбуждения, дыхание учащается и сбивается. Когда мы в состоянии покоя, дыхание наоборот выравнивается и успокаивается. По Патанджали пранаяма определена как «остановка вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Т.е., под пранаямой можно понимать, в конечном счете, техники задержки дыхания, приводящие к определенным физиологическим эффектам, один из которых - приведение ума в состояние, пригодное для концентрации.
V ступень Пратьяхара - отвлечение ума от сигналов органов чувств.
Состояние, в котором ум спокоен, но не засыпает и не отвлекается на внешние факторы (звуки, запахи, тактильные ощущения). Благодаря практике пратьяхары достигается подчинение органов чувств.
Так же, как на предыдущих ступенях, происходит работа с телом: очищение, укрепление, увеличение гибкости, так же и на последних трех ступенях, именуемых Раджа-йога или «царская» йога, производится работа с умом. Концентрация и медитация это навыки, которые можно и нужно развивать. Они делают ум острым, ясным, улучшают когнитивные функции [прим. автора: к когнитивным функциям мозга относится внимание, память, язык, исполнительные функции и визуально-пространственное восприятие] головного мозга.
VI ступень Дхарана - концентрация.
Фиксация и удержание ума на одном каком-либо объекте.
VII ступень Дхьяна - размышление и проникновение в объект, на котором сосредоточились.
VIII ступень Самадхи - высшее сосредоточение.
Слияние с объектом концентрации [прим. автора: Слово самадхи составлено из двух корней: сама, что означает «равный», и дхи, что означает «отражение» или «воспринимать». В «Хатхаратнавали» говорится: «Когда ум становится неподвижным в результате (глубокой) концентрации, это состояние называется самадхи». Хатха Йога Прадипика. Прояснение йоги. Комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати. Самадхи. Шлока 2. Процесс Самадхи.].
ПРАКТИКА САНЪЯМЫ
Дхарана, Дхьяна и Самадхи объединены одним общим термином “Санъяма” или «Тройственное Сосредоточение». Практика Санъямы достижима при условии освоения предыдущих пяти ступеней. Тем, кто только встает на путь йоги, логичней начать с базы - научиться справляться со стрессом, избавиться от хронических болей, очистить и укрепить тело. Человек возбужденный, рассеянный, который не может усидеть, не меняя положение, хотя бы в течении 10-15 минут, вряд ли сможет удерживать свое внимание неподвижно на внутреннем или внешнем объекте.
Послушное тело и дыхание, устойчивая психика, умение расслабляться, принимать себя и окружающий мир - «фундамент», без которого немыслимо движение по пути Йоги. Регулярная практика и непривязанность к плодам своей деятельности - два главных союзника на пути йогина.
Автор статьи #мария колосова для Soznanie project