Найти тему
История войн и оружия

Истребители Ла пятой серии - гроза люфтваффе

Ла-5. Яндекс картинки
Ла-5. Яндекс картинки

Выпускавшийся ЛаГГ-3 не устраивал летчиков, тяжёлый и неповоротливый истребитель мало что мог противопоставить Ме-109.

Его решили модернизировать поставив новый мотор Климова.

Началось все с проблем с двигателем. В начале 1941 г. М-107 оказался далеко не доработанным, примерно в то же время весной 1941 г. подоспел М-82 воздушного охлаждения с мощностью 1650 л. с.

Конструктор Гудков, один из создателей ЛаГГ-3 первым это смог использовать и осенью 1941 г. поставил этот мотор на свой Гу-82, на испытаниях он развил скорость 572 км/ч. Вооружить его планировали двумя пушками и двумя пулеметами.

Лёгкого внедрения в серию самолёта Гудкова не вышло, Лавочкин просто не пустил (не подписал пропуск) его на завод № 21 осваивать в производстве его Гу-82 и ЛаГГ-3 с противотанковой пушкой.

Мотор М-82 также пытались устанавливать на МиГ-3, Як-7 и И-185, штурмовик Ил-2, бомбардировщик Пе-2.

Ла-5

Тем не менее идея не пропала, мотор все таки решили поставить на ЛаГГ-3. Планировали, что ЛаГГ-3 с М-82 будет летать у земли со скоростью 540 км/ч, а на высоте 6400 м уже 625 км/ч.

К весне 1942 г. спешно приспосабливают М-82 вместо М-105 к ЛаГГ-3.

Все не шло гладко диаметр М-82 был 1260 мм, а у ожидаемого мотора М-105 798 мм. Кроме того мотор был тяжелее на 250 кг.

Чтобы сохранить аэродинамику, наложили ложные борта поверх обшивки (потом первые 200 машин выпустят с накладными бортами), попытались обеспечить охлаждение двигателя.

Сразу появились проблемы маслорадиатор от М-105 не справлялся, масло сильно грелось. Из-за этого максимальной скорости достичь не удалось.

Случайно нашли в цеху маслорадиатор для М-107, хотя Лавочкин запретил брать чужое работники его поставили.

Радиатор скорее всего привез Яковлев, на заводе 21 уже должны были выпускаться Як-7. Лавочкина отправляли на 31-й тбилисский авиазавод, Горьковский 21-й завод отходил Яковлеву под его машины.

После установки нового маслорадиатора дела пошли на лад, была пройдена процедура госиспытаний. Даже проверили как самолёт выходит из штопора, оказалось хорошо.

Самолёт вооруженный двумя синхронными пушками ШВАК развил скорость до 531 км/ч у земли и 586 км/ч на высоте 3000 м.

Выявился и недостаток высокая температура в кабине пилота. Жара была такая, что подошвы кирзовых сапог приходили в негодность.

На 21-м заводе все же оставляют Лавочкина и на нем начинается выпуск Ла-5 с двумя пушками ШВАК с боезапасом 220 снарядов на ствол.

С августа 1942 г. каждый третий самолет стали комплектовать радиостанцией РСИ-4, рядовые машины получали только радиоприемники. Начали ставить радиополукомпасы РПК-10, но не на все машины.

Позднее у истребителя с целью его облегчения убрали баки из консолей крыльев, одну пушку заменили на крупнокалиберный пулемет УБС, уменьшили толщину бронеспинки с 10 до 8 мм.

Тем не менее за счёт веса самолёт быстрее Ме-109F разгонялся при пикировании. На форсаже на высотах до 3000 Ла-5 мог увеличить свою скорость и скороподъемность, но догнать Ме-109F было нереально.

Из-за несовершенной аэродинамики летные характеристики были ниже Ме-109F-4, особенно скорость и скороподъемность на больших высотах.

Выяснилось также, что для выхода из пикирования требовалось приложить значительные усилия на ручке управления. Самолёт был сложен в пилотировании в некоторых маневрах.

Фонарь кабины не открывался на скоростях выше 350 км/ч, летчики летали с открытым. Тем более из-за плохой герметизации мотора в кабину засасывало выхлопные газы. К тому же советский плексиглас быстро терял прозрачность, так что открывать фонарь нужно было и по этой причине.

В августе 1942 г. в небе Сталинграда Ла-5 вступают в бой. На войсковых испытаниях 19 самолетом Ла-5 сбили 16 вражеских самолетов за 180 боевых вылетов. Сбито в воздушных боях 5 Ла-5, два не вернулись с задания, четыре разбиты из-за боевых повреждений, один самолет таранил Ю-88 при этом разбил двигатель.

Самолет Лавочкина уступал Ме-109F-4 (Фридрих) и Ме-109G-2 (Густав), в вертикальном маневре и горизонтальной скорости. В результате Ла-5 вел оборонительный бой, для противоборства с Ю-88, Ме-110 и Хе-111 он был вполне подходящим.

Тем не менее подготовленные летчики успешно летали и сбивали Ме-109. В ноябре 1942 г. четверка Ла-5 вступила в бой сначала с 12 бомбардировщиками Ю-88 и 6 Ме-109, советские летчики сбили три и повредили две машины. Потом подоспели 9 Ме-110 и 4 Ме-109, было сбито еще 6 вражеских самолетов.

Ла-5Ф

Потом на Ла-5 ставят М-82Ф, по сравнению с М-82 форсированный режим становился постоянным. В конце 1942 г. Ла-5 с мотором М-82Ф выкатили на государственные испытания. Вооружен он был пушкой ШВАК и пулеметом БС. В январе 1943 г. государственные испытания завершаются, получается максимальная скорость 600 км/ч на высоте 6 км и 582 км/ч на 3 км.

У самолёта как у Яков понижают закабинный гаргрот, обзор улучшается. Фонарь делают каплевидным, сзади ставят бронестекло.

Ла-5Ф вооружают двумя пушками ШВАК.

Ла-5Ф имел преимущества по сравнению с Ме-109G-2 и 4. В скороподьемности и радиусе виража до 6000 м, на вертикалях до 3000 м также был на равных.

Ла-5ФН

В 1943 г. подоспел мотор М-82ФН с аппаратурой непосредственного впрыска топлива в цилиндры, скорость достигла 610 км/ч, проводились меры для улучшения аэродинамики.

При испытаниях выяснилось, что до высоты 5000 Ла-5ФН имеет преимущество над Ме-109G-2 и в горизонтальном и вертикальном маневре.

Ла-5. Яндекс картинки
Ла-5. Яндекс картинки

Уже во время войсковых испытаний летом 1943 года, 14 советских летчиков в течение месяца в 25 воздушных боях сбили 24 немецких истребителя, в основном Фокке-Вульфы 190 (21), три Хенкеля 111, пять Ю-88 и один пикировщик Ю-87. Причем потеряли только 4 Ла-5ФН.

21 июля 1943 г. уже над Курской дугой шесть самолётов сбили три Ме-109 и один Ю-88.

12 августа удалось сбить 10 немецких самолётов потеряв только один.

Старший лейтенант Горовец сбил 9 пикировщиков Ю-87 в одном бою, но был сбит четырьмя истребителями врага при возвращении на свой аэродром. За этот подвиг посмертно он получил звание Героя Советского Союза.

Немцы смогли захватить самолёт и испытали у себя. Выявили только один существенный недостаток время нахождения в воздухе 40 минут. Почему то Ла-5ФН показался немцам медленнее своих самолетов. Отвлекало советского летчика и ручное управление водорадиаторами, триммерами, жалюзи и т. д.

Ла-5ФН оказался удачной машиной грозой люфтваффе, особенно Фокке-Вульфов.

Спасибо за прочтение, всего доброго