Не секрет, что в 4-м десятилетии прошлого века советская автомобильная промышленность могла кардинально измениться в сторону как внешнего улучшения автомобилей, так и качественно. Ведущие советские автопредприятия готовили серьёзное обновление своих базовых моделей, но этому помешала Великая Отечественная Война. Касалось это не только грузового, но и общественного транспорта. Взгляните для начала на снимки №№2, 3, 4 и 5. Это знаменитые экспериментальные автобусы мало знакомой тогда в СССР «вагонной компоновки» - НАТИ-А, НИИГТ и ЗИС-17.
Слово «знаменитые» взято в кавычки неспроста. Эти машины действительно широко известны благодаря иллюстрациям Александра Захарова и работе современных автомобильных историков. Тем обиднее за их ровесников, которых примерно в то же время (1939-1940 годы) изготовили на Ярославском (фото №1) и Горьковском автомобильных заводах(Пост о нём будет в следующую среду). Правда и известно о них ничтожно мало. Как видим, Ярославская машина отличалась солидными размерами — длина 10500 мм, ширина 2380 мм, высота 2590 мм. Зато и количество мест для сидения — 35 при общем количестве пассажиров — 63.
В движение автобус ярославского проекта приводил старый добрый двигатель Hercules-YXC-3 американского производства мощностью 103 л.с. По современным меркам не так уж и силён, но к примеру автобус ЗИС-8 располагал всего 73 лошадиными силами мощности. Так что для тех лет всё было в пределах нормы.
Самое интересное, это конечно, кузов. Здесь чувствуется английское «влияние». Из конструктивных особенностей можно указать на то, что несмотря на вагонную компоновку кузов автобуса ЯА-В (Ярославский автобус вагонный) покоился на тяжёлой раме лестничного типа.
Испытатели отмечали «плавный ход, умеренный расход топлива и хорошую максимальную скорость». Последние два пункта можно подкрепить цифрами — на 100 километров пути эта машина, весом в 8960 кг. тратила 45-47 литров бензина при движении по дорогам с твёрдым покрытием, а максимальная скорость автобуса составляла всего 52 километра в час. К сожалению, морально устаревшая конструкция не могла конкурировать с тем же прорывным НАТИ-А ни по одному из заявленных параметров. Справедливости ради следует сказать, что и упомянутые вначале этой статьи НИИГТ и ЗИС-17 для НАТИ-А тоже конкурентами не были.
ЯА-В после непродолжительных испытаний на маршруте Судоверфь - Центр, с началом Великой Отечественной Войны был разобран, а после войны к автобусостроению на ЯАЗе не возвращались.
Единственную известную фотографию автобуса ЯА-В для "Ангара" предоставила группа Нора бобра .
А вот снимок №4 с автобусом ЗИС-17 в таком хорошем качестве автор канала впервые увидел на канале "Машина"в Яндекс Дзен. И поверьте, там такого качественного исторического материала - смотреть-непересмотреть. Если интересуетесь не только альтернативной автоисторией, но и реальной, то канал "Машина" - Ваш самый правильный выбор.