Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
В первые послевоенные годы производство «санитарок» на газовских шасси продолжалось в Горьком и на различных ремонтных предприятиях. Для санитарных автомобилей применялись грузовые шасси, легковые автомобили и микроавтобусы.
С началом серийного выпуска ГАЗ-51 на его шасси на автобусном заводе в Горьком стали выпускать «санитарку» модели ГЗА-653. Шасси изготавливалось с «мягкой» подвеской и кабиной из дерева. Деревянный фургон устанавливали за кабиной и перегородкой отделяли от неё. Фургон имел двери сзади и справа. Для исключения протекания фанерной крыши, она покрывалась дерматином. Автомобиль мог перевозить четыре человека на носилках. На боковых стенах фургона устанавливали откидные сидения, на которых можно было разместить 13 «ходячих» больных.
Санитарный автомобиль с 53-го года стали делать в Павлово (Нижегородская область) на перепрофилированном на производство автобусов заводе. Он получил индекс ПАЗ-653. Внутри фургон стали обшивать дерматином, на пол укладывать линолеум. Снаружи ставили обшивку из металлических листов. Фургон имел вентиляцию и отопление. Была возможность общения медицинского персонала с водителем через окно перегородки. По сравнению с предвоенным периодом, производство санитарных автомобилей значительно возросло и достигло 4 тысяч в год.
В это же время в Москве на 101-м ремонтном заводе Министерства обороны выпускали военную «санитарку» на ГАЗ-51 и полноприводном ГАЗ-63. Высокий металлический фургон обеспечивал перевозку до 7 человек на носилках. На откидных сидениях можно было разместить до 14 человек. В зависимости от наличия тяжело раненных были варианты по перевозке «лежачих» и «ходячих» больных. С водителем имелась связь посредством переговорного устройства. Автомобиль получил индекс АС (автомобиль санитарный) с номерами от одного до трёх, в зависимости от времени выпуска.
С появлением ГАЗ-66 военные конструкторы на опытном заводе в Бронницах (Московская область) сконструировали металлический фургон модели АС-66. Фургон предназначался для работы на химически заражённой территории. Он имел вентиляцию с возможностью фильтрации воздуха. Отопительная система поддерживала комфортную температуру в кузове. Фургон мог одновременно везти 9 человек на носилках и 4-х на сидениях. Плавность хода регулировалась давлением в шинах.
Санитарный автобус модели АС-38 по своим возможностям был аналогичен АС-66, но был более комфортабельным и мог перевозить одновременно 7 человек на носилках и столько же на сиденьях. Автобус можно было быстро переоборудовать для медицинских целей и перевозки здоровых военнослужащих. Его производство было развёрнуто на 12-м ремонтном заводе МО в Воронеже. Было выпущено свыше 6 тысяч автобусов для потребностей армии.
Впоследствии автобус был модернизирован и получил индекс АПП-66. Кузов утратил округления углов и получил упрощённую форму: боковые окна без форточек, плоские лобовые стёкла с овальными боковыми вставками. Опытный образец получил большое количество замечаний. Однако, в армии уже, видимо, начались перестроечные настроения. Автобус в 76-м году запустили в серию. Было произведено около 800 шт.
Почти в то же время для ГАЗ-66 был спроектирован удлинённый металлический фургон модели КСП-2001 (у модификаций номера были другие). Он применялся в армии и «на гражданке». В гражданском исполнении в фургоне устанавливалось оборудование для оказания стоматологической помощи населению в отдалённых населённых пунктах. Фургон был оборудован вентиляцией и отоплением. В нём обеспечивались комфортные условия для медицинского персонала и пациентов. Для электропитания имелась возможность подключения к стационарной системе электроснабжения или прицепному электрогенератору с приводом от ДВС.
На гражданке в это время всё больше медицинских автомобилей стали изготавливать на базе легковых автомобилей и микроавтобусов. Их описание предлагается в следующей публикации.
Если Вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх» и подпишитесь на канал – это поможет ему стать лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.