Найти тему

«Tеслу» я купил для экономии»

Оглавление

Вадим Шут – один из первых обладателей автомобиля «Тесла» в Беларуси. Мы прокатились с ним по столице в шикарной Model S и на себе испытали энергию знаменитого электрокара!

Разгон на 5 секунд

С Вадимом Александровичем встречаемся на его минской станции техобслуживания электромобилей. Во дворе – Nissan Leaf, Chevrolet Bolt и другие электромобили. Но наше внимание естественно привлекает шикарный Tesla Model S черного цвета… Подхожу к этому красавцу и по привычке пытаюсь схватиться за ручку. А ее нет. Вадим Александрович вынимает из кармана ключи – маленький стильный брелок в виде уменьшенной копии автомобиля.

-2

– Ну что, прокатимся? – улыбается он.

Запрыгиваем в машину. Ее салон кажется пустым: на месте ручника и коробки передач – ничего. Вадим Александрович легким движением руки отправляет на это место… свою шляпу.

На передней панели из привычного – лишь кнопки аварийки и бардачка. Все остальное заменил огромный дисплей. На экране можно отрегулировать освещение, подвеску и даже тормоза. Одно нажатие – люк на крыше медленно открывается, и мы любуемся ясным небом…

-3

«Тесла» бесшумно трогается с места. И вот мы уже едем по столице на одном из самых крутых электрокаров мира. Что скрывать, приятные ощущения…

– Когда я четыре года назад купил «Теслу», чувствовал себя, словно рыбка в аквариуме: едешь, а все тебя разглядывают, – вспоминает Вадим Александрович. – Сейчас уже никто не удивляется.

– Есть модели «Тесла», которые разгоняются до сотни за 2,5 секунды...

– Хм. Поверьте, для незабываемых ощущений вам хватит и пяти… – водитель давит на газ, и нас моментально вдавливает в кресло, а щеки стремятся достать уши и лицо «смеется»! Вот это драйв! Так вот что означает выражение «улыбка «Теслы»! Страшно даже представить, как бы мы «улыбались» на автобане…

В Беларуси около 300 электромобилей и около 80 электрокаров «Тесла».

Копейки на ремонт

На светофоре машина притормаживает.

– А вот сейчас я отпустил педаль газа, машина отдыхает и электроэнергия возвращается обратно в батарею. Это называется рекуперацией, – поясняет Вадим Александрович. – Поскольку машина тормозит мотором, колодки почти не изнашиваются.

-4

– А как вообще вы ремонтируете свой электромобиль ?

– За три года на ремонт и обслуживание «Тесла» моей жены потратили копейки. Здесь ведь не нужно ни масло менять, ни фильтры. Машина проехала 70 тыс. километров, а мы пару раз подвеску только ремонтировали – и то по-мелочи. До этого на «Ситроене», БМВ ездили – большие деньги отдавали за ремонт. То колодки поменять, то сцепление...

-5

– Не хотите купить машину с автопилотом? Или в Беларуси пока нет с хорошим?

– Почему, уже есть. Все модели, начиная с 2016 года, выпускаются с автопилотом. Можно вообще ничего не делать за рулем. Удобно в пробке. В потоке здорово – нажал кнопку, музыку слушаешь. Правда, на нашей разметке программа автопилота иногда не видит полосу и препятствия… Я вообще водитель старой закалки, меня автопилот напрягает. Машина сама перестраивается, сама резко разгоняется, сама тормозит... Руки так и тянутся к рулю! Подсознательно сложно доверить свою жизнь технике.

-6

Мобильник вместо ключа

Прокатившись по городу, возвращаемся на СТО Вадима Александровича. Его специалисты, между прочим, одними из первых в Беларуси занялись ремонтом электромобилей, и в частности «Теслы». Специально купили и разобрали до винтиков первую машину, долго

изучали «внутренности», а после добавляли функции и меняли технические параметры...

– До этого ремонтировали обычные автомобили. Конечно, было тяжело делать первые шаги, – вспоминает замдиректора СТО Виталий Горегляд. – «Тесла» – это другой мир. Нужно понимать, что у этого автомобиля есть свой софт, его практически невозможно диагностировать, потому что все управление зависит от электроники. Машина управляется сугубо компьютером.

«Tесла» постоянно обновляется: по wi-fi добавляются новые функции. В общем, эта машина – как дорогой гаджет.

– А что делать, если потерялся ключ от машины?

– Им пользоваться не обязательно. Открывать и заводить машину можно и без ключа: устанавливаете приложение, заводите свой аккаунт. Очень удобно. Можно даже дистанционно позволить другому человеку завести автомобиль. Например, недавно мой знакомый улетал в командировку за границу. Попросил забрать машину из аэропорта и зарядить. Он просто открыл ее для меня через телефон…

-7

«Белоруснефть» планирует увеличить количество зарядных станций для электромобилей до 500 по стране в 2021 году. Начиная с 2022 года установит 20 супербыстрых зарядных комплексов (или 100 ЭЗС). Суммарная мощность каждого из них – от 2 МВт, а установленная мощность одной станции – 475 кВт.

Машина нашего времени

– Вадим Александрович, за электромобилями будущее?

– Во всем мире это уже настоящее. У нас пока все же есть сложности с продвижением электротранспорта. В первую очередь это касается зарядных станций. Пока большая часть владельцев электромобилей живут в частных домах и имеют собственную зарядку. Дома заряжаться – никаких проблем. У меня три машины заряжаются ночью, и все отлично. Поначалу, правда, были сложности с сетью: включал машины в розетку, и вся деревня могла остаться без света. Сейчас сеть поменяли. А вот если у тебя нет своей зарядки, то это, мягко говоря, некомфортно.

– В Беларуси уже около 250 зарядок, этого не хватает?

– Из них 200 – с переменным током. К сожалению, пока эта не та мощность, с которой можно чувствовать себя комфортно, перемещаясь на большие расстояния. Сами понимаете, три часа простоять с «Теслой» на зарядке, а потом проехать всего 100 километров – это не классно. Поездишь по делам день по городу, а вечером нужно за другом в аэропорт, и понимаешь: туда доберусь, а обратно без дозарядки никак... Любой человек хочет купить вещь такую, чтобы ему было выгодно и комфортно. Поначалу я и сам ездил к этим зарядкам. А потом посчитал: за год провел тридцать суток на зарядке… Так где же выгода? Где комфорт? Хотя нельзя сказать, что развитие по части заряда электрокаров в нашей стране не идет. Компания «Белоруснефть» установила несколько зарядок, которые «дают» 250 километров за час, и уже есть станция на постоянном токе, которая может зарядить электромобиль на 650 километров за час!

-8

На современных суперчарджах (супербыстрые зарядки на постоянном токе, которые устанавливает компания Tesla) полбатареи можно пополнить за 20 минут. В прошлом году был в Шанхае, там на стоянке возле крупного бизнес-центра стоят 50 суперчарджей. Мне стало интересно: зачем столько в одном месте? Оказалось, так выгодно. В каждом суперчардже стоит накопитель. В часы минимальных нагрузок они собирают энергию. Как только городу нужна энергия, она поступает из суперчарджей (как из аккумуляторов)!

-9

Мы не могли уехать домой, не увидев легендарные «крылья сокола» – открывающиеся вверх задние двери кроссовера Tesla Model Х. Впечатляющее зрелище! Нехотя возвращаемся в реальность и садимся в свой скромный автомобиль с ДВС… С мечтой о далекой альтернативе. Или не такой уж далекой? Скажи нам лет пятнадцать назад, что у каждого в кармане будет крутой смартфон, который еще и фотографирует, вряд ли бы мы поверили… Так и с электромобилями – это как раз тот случай, когда будущее не остановить.

Антонина БЛИЗНЮК

Авто
5,66 млн интересуются