Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Как выпускали самосвалы без двигателей?

Оглавление
КамАЗ-55111 мог быть 1993 года выпуска. Адрес: https://photos-mt.kcdn.kz/3e/3e6185af-8272-4c2c-8fa1-7a67b0a52696/1-760x450.jpg
КамАЗ-55111 мог быть 1993 года выпуска. Адрес: https://photos-mt.kcdn.kz/3e/3e6185af-8272-4c2c-8fa1-7a67b0a52696/1-760x450.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

В апреле 93-го года на КамАЗе произошла беда — сгорел завод двигателей. Автомобили и шасси КамАЗ какое-то время выпускались без двигателей. Как это было читайте ниже.

Пожар на заводе "КамАЗ дизель" начался около 18 часов 14 апреля 1993 года. Адрес: https://pbs.twimg.com/media/D4HWmGHXkAAbSsX.jpg
Пожар на заводе "КамАЗ дизель" начался около 18 часов 14 апреля 1993 года. Адрес: https://pbs.twimg.com/media/D4HWmGHXkAAbSsX.jpg

Почему сгорел завод двигателей КамАЗа?

В разгар «застоя» в СССР многие производственные здания строились по типовому проекту из лёгких металлоконструкций. Здания были экономичные, быстровозводимые, заводского изготовления и соответствующие всем требованиям нормативной документации того времени. На них применялась лёгкое кровельное покрытие из рулонных материалов с применением в качестве утеплителя пожароопасного пенопласта.

Пенопласт — материал лёгкий, дешёвый, не гниющий, непревзойдённый теплоизолятор был разрешён к применению в промышленном строительстве всеми существующими нормативными документами. Несмотря на неоднократные предупреждения пожарных, его применяли на кровле даже атомных станций. На заводе двигателей Камского гиганта в качестве утеплителя кровли применялся пенопласт, укрываемый рубероидом, который склеивался битумом. Пирог отлично горел.

Огонь распространился очень быстро. Адрес: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozhar-na-kamaze-14-aprelya-1993-goda-faktyi-i-kommentarii.html
Огонь распространился очень быстро. Адрес: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozhar-na-kamaze-14-aprelya-1993-goda-faktyi-i-kommentarii.html

В целях снижения затрат на строительство силовые и контрольные электрические кабели с горючей изоляцией смонтировали в одном канале без предписанного разделения. Металлоконструкции не имели противопожарного покрытия. Многочисленные нарушения строительного технологического процесса, несоблюдение предписаний пожарного надзора и надежда на «авось» сыграли злую шутку в Набережных Челнах.

Короткое замыкание в электропроводке на уровне земли привело к возгоранию изоляции силовых кабелей. Приток воздуха в канал с кабелями раздул огонь. Огонь перекинулся на кабели системы пожаротушения, замыкание которых обесточило систему в самом начале пожара. Огонь в считанные минуты достиг кровли на высоте 14 метров и способствовал её возгоранию и мгновенному распространению огня под действием ветра.

Вид сверху на бывший завод двигателей КАмАЗа. Адрес: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozhar-na-kamaze-14-aprelya-1993-goda-faktyi-i-kommentarii.html
Вид сверху на бывший завод двигателей КАмАЗа. Адрес: https://fire-truck.ru/encyclopedia/pozhar-na-kamaze-14-aprelya-1993-goda-faktyi-i-kommentarii.html

Металлоконструкции кровли от высокой температуры стали деформироваться, горящие компоненты кровли повалились вниз. Задымление, высокая температура, отсутствие освещения и недостаточная отдача воды пожарным водопроводом осложняли борьбу с огнём. Через несколько часов запылали емкости с маслом объемом почти 1700 тонн в подвале завода на глубине 9 метров.

Завод двигателей был объят пламенем в считанные минуты и горел неделю. По отчётам пожарных удалось сохранить часть оборудования и металлоконструкций, но как производственная единица завод размерами 1150х363х14,4 м с годовой проектной мощностью 250 тысяч моторов перестал существовать.

Так выглядел завод двигателей после пожара. Адрес: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozhar-na-kamaze-gorkij-urok/
Так выглядел завод двигателей после пожара. Адрес: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozhar-na-kamaze-gorkij-urok/

Как выпускали самосвалы без моторов?

Советское производство не должно было простаивать, поэтому на Нефтекамский завод автосамосвалов стали поступать шасси без двигателей, которые назвали в народе «планерами». Для их перемещения по заводу в спешном порядке были приспособлены тягачи в виде тракторов и автомобилей. Сборка самосвальных установок практически не прерывалась, не значительно снизился суточный ритм.

Проверку смонтированной на шасси самосвальной установки оставляли на потом. Самосвалы буксировали на склад сбыта и устанавливали в аккуратные ряды. В течение незначительного времени склад был «забит» обездвиженными самосвалами. К этому времени уже в разгаре были бартерные взаимоотношения. В заходящей в пике молодой России резко не стало денег.

Нашлись покупатели на самосвалы без моторов. За ними приезжали с тягачами и «растаскивали» по просторам Российской Федерации в обмен на металл, комплектующие и товары для народа. Производство превышало реализацию и в скором времени все свободные места на территории завода были заняты самосвалами-полуфабрикатами. Выход начали искать сразу после пожара.

Двигатель КамАЗ-740.10 был основным для самосвалов. Адрес: https://ehkskavator.ru/upload/images/vnq5kvmxw79jiyfuuax7o2wxvjxpk58r.jpg
Двигатель КамАЗ-740.10 был основным для самосвалов. Адрес: https://ehkskavator.ru/upload/images/vnq5kvmxw79jiyfuuax7o2wxvjxpk58r.jpg

Какие двигатели приспосабливали на самосвалы КамАЗ?

В первую очередь на КамАЗе исчерпали все производственные запасы и складские остатки сервисных центров по всей стране. Потом стали собирать со всей страны новые «родные» камазовские двигатели, находящиеся у предприятий, на торговых базах и армейских автохозяйствах с обязательствами последующего возврата. Цены моментально взлетели, количество было не настолько значительным, чтобы обеспечить потребности производства на долгое время.

Вторым поставщиком КамАЗа стал ремонтный завод, который при работающем заводе двигателей производил ремонт моторов оборотного фонда сервисных центров. После пожара он стал основным производителем двигателей для товарных автомобилей КамАЗа. На заводы смежники продолжали поступать «планеры».

Современный завод “КАММИНЗ КАМА” может выпускать 35 тысяч моторов в год. Адрес:   https://s3.amazonaws.com/images.ecwid.com/images/16173030/1030036758.jpg
Современный завод “КАММИНЗ КАМА” может выпускать 35 тысяч моторов в год. Адрес: https://s3.amazonaws.com/images.ecwid.com/images/16173030/1030036758.jpg

Говорят, единично приспосабливали двигатели фирм Cummins и Caterpillar, а так же немецкие Deutz, которые хорошо себя зарекомендовали на самосвалах Магирус при строительстве БАМа и являлись в СССР эталонными дизелями. Для нормальной работы всех заводов КамАЗа нужно было своё моторное производство. Оно было восстановлено к концу 93-го года благодаря невероятным усилиям заводчан, помощи государства, а также многих российских и зарубежных компаний.

На НЗАС на незначительную часть «планеров» ставили Ярославские двигатели, для чего на скорую руку создали чертежи и освоили производство дополнительных деталей, обеспечивающих возможность установки ЯМЗ-236. Это была сырая самодеятельность, не прошедшая испытания, но на такие самосвалы тоже нашлись покупатели.

Пожар на КамАЗе стал чертой, после которой он и его смежники стали коммерческими предприятиями, а не социальными. Им досталась сложная судьба в сложное время, но благодаря сплочению коллективов и помощи многих людей, поверивших коллективу и руководству Камского гиганта, он выжил, одним из первых акционировался и научился конкурировать и научился конкурировать с импортными производителями .

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.