автор: Милан ХЕЙНИ
перевод с чешского: Светлана ФРИГА
Пятый ПРИНЦИП обучению математике в начальных классах по методике чешского математика Милана Хейни
Реальная мотивация: когда «я не знаю» и «я хочу знать»
Все математические задачи в методике Хейни построены таким образом, что их решение автоматически «развлекает» детей. Правильная мотивация — внутренняя, а не навязанная извне. Дети приходят к решению задач своими силами. Мы не крадем у детей радость собственного успеха. Благодаря коллегиальной атмосфере в классе аплодисменты получают все — даже те, кто приходит к пониманию или решению позже.
Мотивация дает познавательному процессу энергию, а также ориентир и, следовательно, играет ключевую роль в качестве всего процесса обучения. Ребёнок с внутренней потребностью учиться, познаёт более интенсивно, глубоко и всесторонне, чем тот, который вынужден учиться.
Тогда речь идёт не о мотивации, а о стимуляции. Из латинского происхождения слова видно, насколько заметна разница между мотивацией и стимуляцией. Мотивация происходит от лат. moveō — двигаться, шевелить, когда стимуляция от лат.stimulō — колоть остриём, пихать. Мотивацию таким образом, мы понимаем как потребность познавать, которая исходит из внутренней борьбы между «не знаю» и «хочу знать», «не умею» и «хотел бы уметь», «не пробовал» и «хотел бы попробовать».
Мотивация врожденная
Ребенок любопытен. У него острая потребность познавать вещи, которые его окружают. Он спрашивает обо всём, что мелькает вокруг него. Ему нужно получать новые и новые впечатления, часто ценой боли — например, ободранные колени, когда он учится ездить на велосипеде. Таким образом, мотивация к познанию является врожденной для ребёнка.
Мотивация ребенка и взрослого различна
Мотивация ребенка существенно отличается от мотивации взрослого. Это приводит ко многим недоразумениям.
Мотивация ребенка:
неотложность, срочность — из-за этого взрослым часто кажется неотложность удовлетворения потребности ребенка упрямством или даже наглостью;
переменчивость — ребёнок интересуется одновременно всем, а мотивация взрослого сосредоточена на определенной вещи;
широкий спектр — таким образом, ребёнок сопоставляет свои отношения с отдельными областями человеческой деятельности и приобретает опыт, который поможет ему выбрать занятия на будущее.
Стремление к школьному познанию проистекает из предыдущих радостных WOW!-эффектов, которые ученик испытывал раньше, и из противоречия между «я не знаю» и «мне нужно знать».