Видеокадры приземления Boeing 767 без выпущенных шасси в варшавском аэропорту имени Шопена облетели 1 ноября 2011 года весь мир. На тот момент случай стал в один ряд со знаменитым приводнением А320 на Гудзон и посадкой Ту-124 на русло Невы. Благодаря хладнокровию двух пилотов и слаженной работе наземных служб удалось предотвратить крупнейшую в истории Польши авиакатастрофу и сохранить жизнь 220 пассажирам и 11 членам экипажа. Что стало причиной нештатной ситуации, как развивались события в полете и каким образом аварийной посадки можно было избежать, — хронологию того дня изучил корреспондент МЛЫН.BY.
Американская мечта
Вообще, трансатлантические перелеты для Польши можно считать неким символом. Даже во времена социалистической системы два, казалось бы, непримиримых политических лагеря соединяло регулярное авиасообщение. Поляки летали в гости к родственникам или в эмиграцию. Как любили говорить в те времена, — прямиком за американской мечтой. С другой стороны океана в Польшу и другие страны соцблока направлялись дипломаты, артисты и официальные делегации.
В 1980-е рейсы Варшава — Нью-Йорк — Варшава выполнялись преимущественно самолетами ИЛ-62М. Этот первый советский турбореактивный дальнемагистральный самолет, способный преодолеть до 11 тысяч километров без дозаправки, идеально подходил для подобного маршрута. Хотя, несмотря на относительную надежность, крушение двух лайнеров именно этой модели до сих пор входит в список самых крупных авиакатастроф в истории Польши. Первая произошла в 1980-м в результате разрушения второго двигателя. Вторая — в 1987-м, по той же причине. Обе трагедии повлекли смерть в общей сложности 270 человек. Что примечательно, катастрофы случились как раз на линии Варшава — Нью-Йорк — Варшава.
Впрочем, уже после развала социалистического лагеря от советских самолетов постепенно отказались. На трансатлантических линиях их заменили привычные «Боинги».
Непослушная гидравлика
1 ноября 2011 года «Боинг» 767-35DER сообщением Нью-Йорк — Варшава готовился к очередному, рутинному рейсу. В этот день лайнером управляли капитан воздушного судна Тадеуш Врона и второй пилот Ежи Шварц. Оба — опытные специалисты, налетавшие не одну тысячу часов.
Пройдя все предполетные формальности, экипаж приступил ко взлету. Но буквально сразу пилоты обнаруживают неисправность — после втягивания шасси в гидравлической системе резко упало давление. Ситуация неприятная, но не критичная — после оповещения диспетчеров, бортпроводников и операционного центра в Варшаве полет решено продолжить. Почему? Расчет был прост — за это время пилоты смогут смоделировать процедуру посадки (она будет несколько отличаться по техническим параметрам) и обсудить возможные варианты действий. К тому же шасси можно без проблем выпустить с помощью дублирующего электрического привода.
Еще во время полета над Атлантическим океаном пилоты начали готовиться к нештатной посадке. На третий час рейса о ситуации предупредили пассажиров, хотя сам перелет проходил обычно. Других замечаний относительно лайнера у экипажа не было.
Около часа дня по местному времени «Боинг» влетел в воздушное пространство Польши, начиная постепенное снижение. На высоте в тысячу метров и на удалении от взлетно-посадочной полосы варшавского аэропорта примерно 20 километров экипаж подготовил самолет к посадке. Тадеуш Врона с помощью резервного привода пробует выпустить шасси, но… Характерного для процедуры звука не слышит. Заход на посадку пришлось прервать.
Не получилось выпустить шасси и после ухода на второй круг. Капитан информирует диспетчеров о чрезвычайной ситуации, и в эти же минуты в аэропорту собираются специалисты, призванные помочь экипажу. Но времени на раздумья у них совсем немного — запаса топлива в баках хватит только на час полета.
Чтобы окончательно убедиться в том, что шасси не вышли, на помощь «Боингу» вылетают два военных истребителя. Осмотрев нижнюю часть фюзеляжа, летчики подтвердили: ни одна стойка не находится в посадочном положении.
Вокруг аэропорта начали перекрывать улицы
Тем временем специалисты на земле ломали голову: как же заставить стойки выйти в нормальное положение. Учитывая низкие показатели, пилотам предлагают увеличить давление в гидросистеме с помощью насосов. Тщетно: несмотря на манипуляции, оно оказывается 50 раз меньше необходимого. Экипаж еще раз пробует выпустить шасси. Безрезультатно.
У пилота не оставалось выхода, кроме как посадить самолет «на брюхо». То есть, просто на фюзеляж. Около 14:00 экипаж начал готовиться к аварийной посадке. Инструкции получили бортпроводники и пассажиры. Капитан призвал стюардов начинать эвакуацию людей, не дожидаясь соответствующей команды.
Готовились к посадке «Боинга» и на земле. Все рейсы перенаправили в соседние воздушные гавани. Вокруг аэропорта перекрыли улицы, ведущие к ближайшим больницам. Параллельно пожарная команда залила взлетно-посадочную полосу пеной, чтобы исключить появление искр при трении металла о землю и, как следствие, возникновение пожара.
Аэропорт замер в тревожном ожидании. «Боинг» все ближе приближался к полосе. Диспетчер полетов, отдавая стандартные команды, между делом пожелал пилотам удачи. Но призрачная надежда на открытие шасси все же оставалась. Пилоты раскачивали самолет вверх-вниз, пытаясь освободить стойки под их тяжестью. Впрочем, и это оказалось бессмысленным.
Произошедшее после иначе как чудом не назовешь. Несмотря на всю серьезность ситуации, усталость экипажа после длительного перелета, им удается практически идеально посадить многотонную машину, не дав ей «клюнуть» носом. После касания полосы раздался сигнал о пожаре в правом двигателе. Но выключить его было нельзя — двигатель необходим для торможения. Подоспевшие пожарные затушили его. Сразу после остановки стартовала эвакуация. Она прошла безукоризненно: 231 человек с помощью надувных трапов покинул самолет всего за полторы минуты.
Невероятное событие зафиксировали сразу несколько камер как снаружи, так и внутри самолета. Поразительно, но никто из пассажиров и членов экипажа не получил даже небольшого синяка. Людей оперативно отправили в здание аэровокзала и оказали необходимую психологическую помощь. Многие позже вспоминали, что вообще не почувствовали разницы с обыкновенной, штатной посадкой лайнера.
К слову, это был первый известный случай посадки «Боинга 767» без стоек шасси.
Инцидента можно было избежать?
К расследованию причин нештатной посадки приступила созданная правительственная комиссия. Эксперты высказывали предположение, что при правильном использовании аварийной системы выпуска шасси все прошло бы штатно. Однако при следственных действиях выяснилось: кнопка предохранителя, отвечающего за эту систему была сломана. Хотя чуть ранее утверждалось, что она была в полном порядке — якобы пилоты уведомляли об этом диспетчера еще во время полета.
Так или иначе, успешная посадка без шасси вошла в историю мировой авиации. На седьмой день после катастрофы экипаж и представителей наземных служб наградили государственными орденами. Капитана Тадеуша Врону удостоили офицерским Крестом Ордена Возрождения Польши, второго пилота Ежи Шварца — кавалерским Крестом Ордена Возрождения Польши. Различные награды получили и девять бортпроводников.
Судьба же «Боинга» оказалась не столь радужной. Его восстановление признали нецелесообразным. Спустя некоторое время его хотел выкупить польский спецназ для антитеррористических тренировок. В конечном итоге его продали на запчасти одной из британских фирм.
Александр Новохрост
Фото: аvianews.com, tsn.ua, dlapilota.pl, en.wikipedia.org, ru.wikipedia.org, скриншоты с youtube.com
Статья на Млын.by