Наверняка многие помнят, какими были тормоза на множестве велосипедов советских времён - они были ножными. И хотя в наше время большинство тормозов реализовано в виде тросовых или гидравлических, управляемых тормозными ручками на руле, некоторые велосипеды по-прежнему оснащаются ножным тормозом.
Ну а что по поводу электровелосипедов?
В некоторых современных электровелосипедах, таких как Rayvolt X One, о котором я уже писал, обратное вращение педалей решили использовать как сигнал для включения регенеративного торможения.
Как это работает
Как известно, PAS-сенсор электровелосипеда фиксирует факт вращения педалей. И если крутить педали в обратную сторону, сигнал с PAS-сенсора будет отличаться от сигнала, формируемого при обычном вращении педалей.
Таким образом, контроллер электровелосипеда может определить, крутятся ли педали в правильном направлении, или в обратную сторону.
С одной стороны, это обеспечивает безопасность - контроллер не включит двигатель при вращении педалей назад. С другой стороны, эту разницу сигналов можно использовать, чтобы при обратном вращении педалей включать регенеративное торможение.
Что это даёт
Само по себе регенеративное (или рекуперативное) торможение полезно по большей части в целях увеличения ресурса обычных тормозов. Если при нажатии тормозных ручек на руле рекуперативное торможение выполняется одновременно с торможением колодками, то при вращении педалей в обратном направлении мы можем активировать исключительно рекуперативное торможение, не затрагивая тормозные колодки.
Что же касается возврата кинетической энергии движения обратно в электрическую энергию батареи, рекуперация не слишком эффективна: при использовании на относительно лёгких средствах передвижения, к которым относятся электровелосипеды, эффективность рекуперации составляет около 3%, в холмистой местности доходит до 5%.
Ограничения
Если говорить о лёгких электровелосипедах, в подавляющем большинстве случаев используется редукторный мотор - будь то центральный мотор или мотор-колесо. Но, как известно, рекуперация не применима к редукторным моторам.
Таким образом, для увеличения ресурса тормозных колодок путём использования рекуперации мы вынуждены использовать моторы прямого привода, которые тяжелее редукторных моторов в 2-3 раза, а то и больше. А увеличивая таким образом вес велосипеда, мы так или иначе снижаем ресурс тормозных колодок, получается замкнутый круг.
И возникает естественный вопрос - что же лучше - использовать лёгкий электровелосипед с редукторным мотором и обычными тормозами, или же выбрать более тяжёлый велосипед, но с функцией рекуперации. Впрочем, это каждый решает для себя сам.
Если понравилось, ставьте "палец вверх" 👍 и подписывайтесь. Это очень мотивирует к написанию новых статей!
СПАСИБО что дочитали до конца! 😊
Читайте также:
Беспроводная зарядка для электровелосипеда и электромотоцикла!