Более 20 лет прошло с момента «выхода в отставку» последней пары самолётов SR-71A. Но любители авиации по-прежнему интересуются этим действительно уникальным летательным аппаратом.
Я хочу рассказать о том, как он действовал на Дальнем Востоке, как войска ПВО готовились к борьбе с ним.
В начале 80-х я служил в ПВО на Чукотке, приходилось бывать в командировках и во Владивостоке, и в других городах дальнего Востока. Владивосток тогда обороняла самая мощная в СССР бригада ПВО. В её составе было 24 (или 20, могу ошибиться, давно было) зенитных ракетных дивизиона. В одной из таких командировок я стал свидетелем как его встречали. И об этом расскажу.
Холодная война была в самом разгаре, всевозможные провокации случались нередко. Боинг-747 сбитый у Сахалина был одной из них, но были и другие. Например, палубная авиация часто нарушала наши воздушные границы в тех местах – Курильские острова, где у нас не было ЗРВ и куда не могла была дотянуться наша истребительная авиация. Командующий КДВО – Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа, которому были подчинена ПВО в том регионе даже был вынужден отдать приказ перехватывать таких нарушителей любой ценой. То есть наш истребитель мог быть направлен на перехват на такой дальности, которая не позволила бы ему вернуться на базу. Лётчик должен был бы катапультироваться.
Насколько я знаю, реально таких перехватов не было. Американцы пронюхали об этом и перестали нарушать границы палубными самолётами. Они же смелые только там, где можно действовать безнаказанно.
Но SR-71A свои разведывательные полёты продолжал. Базировались тогда «Чёрные дрозды» на авиабазе Кадена на острове Окинава. Совершали полёты вдоль всего нашего дальневосточного побережья. По некоторым вариантам маршрутов входил и в воздушное пространство над Охотским морем. В то время ещё оно считалось международными водами. Это сейчас признано, что Охотское море – наше внутреннее море.
Схема некоторых маршрутов разведывательных полётов SR-71A на Дальнем Востоке. Летал он также и в Европе вдоль границ стран Варшавского договора, над Балтикой, над Баренцевым морем.
Этому разведчику не было нужды входить в воздушное пространство СССР. Главной частью его разведывательного оборудования была мощная РЛС бокового обзора. С высоты 24 км он мог просматривать нашу территорию на глубину до 800-т километров.
В сети можно часто встретить информацию о том, что SR-71A взлетал с почти пустыми баками и сразу заправлялся в воздухе. Неправильно утверждение некоторых авторов о том, что частичная заправка связана исключительно с текущими баками из-за специально сделанных тепловых зазоров в панелях фюзеляжа . Комментаторы не говорят прямо, но намекают на якобы слабую его конструкцию, которая не выдержала бы взлёт с полной заправкой. Выдержала бы, но расход топлива у него был таков, что после непродолжительного броска на скорости близкой к максимальной он должен был дозаправляться. В реальном полёте это происходило каждый час, отсюда и родилась эта легенда. Взлёт и набор высоты для любого самолёта самая «топливозатратная» часть полёта. Двигатели работают на «Взлётном» или близком к нему режиме. Даже стартовав с полными баками, он израсходовал бы изрядное количество топлива, на разведку всё равно не хватило бы. Поэтому да! Взлетал с полупустыми баками и вскоре цеплялся к танкеру. Только не сразу. А в точке близкой к началу первого броска.
А надо сказать, что танкеры для него были особые. Его двигатели работали на специально для них разработанном топливе JP-7. Оно было очень вязким по сравнению с обычным авиакеросином. Так, что под это топливо были переоборудованы 30 самолётов KC-135 Stratotanker. И они сидели на тех же базах что и «дрозды» или заранее перелетали на базы, расположенные вблизи их маршрутов. Соответственно это топливо, производимое только одним заводом на территории США, нужно было заранее доставлять на эти базы.
Один разведывательный полёт обслуживали 3-4 танкера КC-135, кроме того в воздухе присутствовали в это же время самолёты разведчики RC-135 и/или самолёты электронной разведки EC-135. Они также принимали участие в сборе разведывательных данных и выполняли функции ВКП и самолёта-ретранслятора.
К обеспечению полёта SR-71 и всех, участвующих в операции самолётов, привлекались авиабазы Мисава на острове Хонсю, и авиабаза Шемья .
Таким образом «боевой» вылет SR-71 это всегда была большая скоординированная операция.
Как проходила его подготовка и как встречала его ПВО, рассказ в следующей части.
#с-200 #с-75 #черный дрозд #SR-71 #миг-25 #миг-31 #разведка #авиация #холодная война #третья мировая война
Часть 2 здесь