Найти тему
Classic Garage

Тот самый УАЗ-469

Оглавление

Доброго дня, друзья. Продолжаем тему внедорожников и сегодня поговорим про такой легендарный автомобиль, как УАЗ-469.

Если Вы поищите в интернете или литературе дату начала УАЗ-469, то практически везде будут разные даты. Но мы придерживаемся мнения большинства, и скажем, что датой начала того самого УАЗа можно считать 1956 год.

-2

Всё дело в том, что именно в 1956 году на Ульяновский автомобильный завод поступил государственный заказ от Минобороны на создание автомобиля-амфибии. Требования военных сначала казались обычными - полностью независимая подвеска, высокий клиренс (400 мм.) и грузоподъемность в 800 кг.

УАЗ-450
УАЗ-450

В то время все усилия прилагали для новых УАЗ-450

УАЗ-452
УАЗ-452

и УАЗ-452, но работа над заказом военных практически сразу закипела. Но далее происходит интересный поворот: думаю Вы сами понимаете, что СССР постоянно смотрела на США и старалась догнать и перегнать капиталистов, поэтому Минобороны потребовало установить на джип безоткатное орудие. Вроде ничего сложного, но все дело в том, что двигатель находился сзади и пороховые газы били бы в мотор. Поэтому, по сути, вся проделанная работа была напрасной и нужно было начинать все сначала. Началась работа по перенесу двигателя вперёд. На самом деле, именно это обстоятельство породило легендарный УАЗ, тем более, что Минобороны отбросило требование сделать амфибию (делая ставку на сухопутный внедорожник) и убрать то самое орудие. Остальные же требования остались актуальными, при том, что новый джип,

ГАЗ-69
ГАЗ-69

пришедший на замену ГАЗ-69

ГАЗ-69А
ГАЗ-69А

и ГАЗ-69А, должен был перевозить с одинаковым успехом как грузы, так и людей.

-7

Основное требование - высокий клиренс в 400 мм - заставило инженеров искать самые необычные решения. К 1960-му году на УАЗе сделали два прототипа УАЗ-469: один с ходовкой от УАЗ-450 "Буханка", а второй - с независимой подвеской от первоначальной амфибии. В ходе испытаний первый экземпляр не показал себя достойно (по сути, это была копирка под ГАЗ-69) и военные сделали ставку на второй вариант, который показал невероятные показатели проходимости. Но и тут были свои недостатки: сразу обратили внимание на то, что необходимый клиренс достигался только в пустой машине, а при полной нагрузке сильно проседал; во-вторых, новая подвеска и новая трансмиссия требовали разработки, а заказчик оплачивать не собирался; третий минус - общая хрупкость конструкции подвески, которая в ходе испытаний столкнулась с обрезком трубы и практически полностью разрушилась.

-8

Решение нашлось достаточно быстро - оставили зависимую подвеску с мостами и редукторами, пожертвовав тем самым плавностью хода. По расчетам, автомобиль вообще не должен был передвигаться самостоятельно, но, сократив размер картера главной передачи на 100 мм., ситуация стала несколько лучше. Далее, инженеры рассчитали, что при подобной конструкции автомобиля и кузова, клиренс должен быть не выше 320 мм. (дело в том, что центр тяжести был слишком высокий, что обуславливало склонность к переворачиванию). Для решения этой проблемы в колесных редукторах ушли к внутреннему зацеплению, что позволило избавиться от 40 мм. клиренса.

-9

К 1961 году уже был собран первый образец с индексом УАЗ-469, который перенял очень многое от УАЗ-452 (Буханки) - мотор на 75 л.с. с верхнеклапанным расположением, 4-х ступенчатую коробку, раму от "Буханки". Отдельно скажем про уникальную подвеску: передний привод мог отключаться от рычажка в корпусе КПП. Нам ещё интересен тот факт,

-10

что параллельно был создан УАЗ-471 с несущим кузовом, и новым V-образным двигателем. Но из всего этого положительно отметили лишь двигатель.

-11

Тот УАЗ-469, который мы знаем, сформировался только к 1961 году и представили на ВДНХ. Странно то, что автомобиль мог увидеть каждый, хотя всего 2 года назад разработка считалась военной тайной. В том же году были проведены сравнительные тесты с машинами этого класса других стран - например, участвовал тот самый Land Rover Defender. Вы можете не верить, но утверждают, что все конкуренты УАЗа не доезжали до финиша.

УАЗ-469Б (концепт)
УАЗ-469Б (концепт)

Помимо обычной версии был создан УАЗ-469Б (т.е. безредукторный) и именно с этого момента автомобили стали делиться на "военные" и "колхозные". Чем УАЗ-469 превосходил ГАЗ-69А? Ну, тут дело в кузове: УАЗ на 175 мм длиннее, на 35 мм шире, на 57 мм выше.

-13

На испытаниях, УАЗ-469 мог вместить в себя 2 человека и 600 кг груза (7 человек и 100 кг груза), да и к тому же тянул прицеп ГАЗ-704 с грузом в 800 кг. Но, как Вы понимаете, УАЗ не был лишен недостатков - низкая стойкость кузова к коррозии была самым большим.

-14

Вообще, УАЗ-469 экспортировался в более чем 80 стран мира и завоевал много наград по всему миру: в Италии - Чемпионат по автокроссу, покорил Эльбрус, участвовал в пробегах по Сахаре. В 1985 году легендарный УАЗ ждала модернизация -

-15

"военный" УАЗ-3151 (тот самый УАЗ-469),

-16

гражданский УАЗ-31512 (УАЗ-469Б),

-17

длинная база УАЗ-3153. И именно в то время УАЗ получает и новые гидравлические телескопические амортизаторы, подняли мощность двигателя, ГУР, более комфортный салон.

-18

В начале 2003 года УАЗ выпускает люкс-версию УАЗ-315195 или UAZ Hunter, который, по сути, унаследовал все плюсы и минусы предыдущих моделей. Но завод уже и морально, и физически устарел, а замена оборудования обойдется не менее чем в 1 млрд. рублей. Что ждёт завод сегодня - можете посетить сайт и посмотреть модельный ряд самостоятельно.

Спасибо за прочтение.

Очень интересно услышат Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Не забываем про наши другие статьи

История одного завода: МАЗ

Такси в СССР: каким было и каким стало

Форд против Феррари: история конфликта

Авто
5,66 млн интересуются