Добрый день, друзья. Продолжаем нашу историю истории заводов и сегодня поговорим про Минский автомобильный завод. Его история наичнается еще в начале Великой Отечественной войны, когда в 7 км. от Минска был возведен военный городок с танковыми полками и ремонтные службы 26-ой танковой дивизии. После оккупации нацистами, военный городок использовался немцами (концерном Daimler-Benz) для сборки и поставок автомобилей.
Но производство продолжалось недолго: уже 9 августа 1944 года (спустя всего 6 дней) Госкомитет Обороны опубликовал постановление ГСКО No6360с, согласно которому на Минском автосборочном заводе необходимо организовать сборку автомобилей. Первым директором МАЗа был назначен Иван Федорович Толкунов и с самых первых дней завод стал собирать и поставлять на фронт Studebaker.
Параллельно с этим, на Ярославском заводе должно было начаться производство грузовика ЯГ-7, созданного на базе американского GMC-803. Первые автомобили появились на дорогах к 1938 году с автобусным двигателем ЗиС-16. Но дальнейшая модификация была невозможна по причине начавшейся войны.
Лишь к 1945 году инженеры Ярославского завода смогли представить новую машину - ЯАЗ-200 - с двигателем от ЯГ-8 мощностью 110 л.с. и шевронными шестернями редуктора главного моста. Правительство одобрило грузовик и началось его серийное производство.
Осенью 1946 года МАЗ перешел на производство отечественного грузовика МАЗ-200, созданного на основе документации ЯАЗ. Внешне машины отличались не так сильно: вертикальная решетка у МАЗа, на капоте ЯАЗа красовался медведь и зубрами на боковинах моторного отсека.
Но, тем не менее, датой начала выпуска автомобилей МАЗ принято считать осень 1947 года, когда с завода выехали первые пять МАЗ-205. Новая модель оснащалась топливным насосом высокого давления, синхронизаторы на всех передачах и даже тахометр - не все легковые автомобили были снабжены таким удовольствием. Некоторые МАЗ-200 выходили с "чистой" рамой для того, что на них могли установить дополнительное оборудование (краны, цистерны),
но чаще всего это были бензовозы. Самой редкой модификацией был МАЗ-200Д, - для перевозки живой рыбы.
В 1950 году на Минском заводе создали специальное подразделение сверхтяжелых грузовиков во главе с Борисом Львовичом Шапошниковым.
Именно под его чутким руководством был создан МАЗ-525 с 12-цилиндровым двигателем мощностью 300 л.с., механической 5-ступенчатой КПП, ГУРом и грузоподъемностью 50 тонн.
Чуть позже был создан легендарный МАЗ-530 (с колесной конструкцией 6х4) и максимальной грузоподъемностью в 40 тонн. Машина получилась инновационной - межосевой дифференциал, гидромеханическая трансмиссия, новую 3-х ступенчатую КПП. Машина получилась "рабочей лошадкой" - при полной нагрузке развивала скорость 42 км/ч и с расходом в 200 литров на сотню!
МАЗ проектировал и более интересные автомобили: например, МАЗ-528 (строительный)
и МАЗ-541 (аэродромный тягач).
При том же Шапошникове был разработан первый в СССР тягач МАЗ-535 (с колесной конструкцией 8х8), оборудованный двигателем на 375 л.с., гидромеханической трансмиссией, ГУРом и системой подкачки шин. Особенность конструкции определила его применение: в армии СССР грузовик был носителем мощного оружия (например, ракет), а в гражданской жизни - служил в отдаленных районах страны и тоже для перевозки массивных грузов. Производство МАЗ-535 с 1960-го года было передано Курганскому заводу колесных тягачей,
а МАЗ начал разработку нового поколения автомобилей серии МАЗ-543
и второго поколения того самого МАЗ-500. Новый МАЗ-500 появился в 1965 году и оборудовался новым дизелем ЯМЗ-236 с мощностью в 180 л.с., новой 5-ступенчатой КПП, ГУР, цельнометаллической кабиной, расходом 25 литров на сотню!
В 1969 году появилась модификация МАЗ-509 (лесовоз),
а еще седельные тягачи МАЗ-508. Было еще много модификация, отличающиеся, в основе, двигателями и КПП.
Более узнаваемым был МАЗ-5335, на основе которого появились
и самосвал МАЗ-5549,
и тягач МАЗ-5429. Более современный ЯМЗ (270-370 л.с.), новая 2-х диапазонная 8-ми ступенчатая КПП - все это позволило "построить" новое семейство МАЗов.
Одним из первых появился МАЗ-6422 (или "Супермаз") с двигателем ЯМЗ-238Ф (около 320 л.с.) и новой двуспальной кабиной. Переход на следующее поколение успешно завершился к 1985 году и МАЗ-54322 стал базовым тягачом.
Примерно в 1987 году МАЗ стал сотрудничать с немецким MAN, и в том же году первые немецкие ДВС успешно работали на МАЗ-54326.
Интересный факт: в 1988 году на Парижском автосалоне МАЗ представил миру новый грузовик - МАЗ-2000 с дизайном прямиком из будущего). В 1990-е завод (в связи с политическими и экономическими обстоятельствами) чуть не встал на грань фатальной катастрофы. Но МАЗ смог преодолеть и направил все силы на создание нового четвертого поколения.
Основной выпускаемой единицей был МАЗ-5336
и МАЗ-5337, на базе который были созданы:
бортовые 53362 и 53363;
седельные 54323 и 54326;
самосвалы 5551 и 5552.
Что же стоит сказать в конце? МАЗ смог преодолеть все трудности и вырваться из кризисного состояния (в отличие от того же ГАЗ) и занимает лидирующее место по производству грузовиков в СНГ.
Спасибо за прочтение.
Очень интересно услышат Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Не забываем про наши другие статьи
МАЗ-530 - первый трёхосный карьерный самосвал
ГАЗ-22 "Ворчун" и ГАЗ-21 "р"
НАМИ-013 - заднемоторное чудо СССР