Tracteur Panhard-Châtillon К11/14 - T 4L KT
Страна: Франция
Производитель: Société des Anciens Établissements Panhard et Levassor Châtillon-Commentry
Год производства: Прототип 1911, Серия 1913-1914
Кол-во выпущенных: 50
Экипаж: 2 чел
Масса пустого: 5500 кг
Нагрузка 2000 кг
Колесная формула 4х4
Размеры: 4850х1450х3320 мм
Двигатель: Panhard (L4 et L6) , 8836см3, 4-x (6-ти) цилиндровый рядный с водяным охлаждением, 45 л.с.,
Обычно считается, что первые полноприводные грузовики начали выпускаться в САСШ - Jefferey Quad, FWD. Массово американские грузовики начали выпускаться только с 1917 года и выпускались тысячами. Французские успехи менее известны, хотя первый грузовик 4х4 выпустили еще в 19 веке на фирме Латил, а к началу Первой Мировой в армии серийно применялись тягачи Latil, Renault или Panhard-et-Levassor, правда в относительно небольших количествах, относительно американских машин, которые заполонили Францию в 1918 году, а относительно остальных союзников и противников в первую мировую это было очень неплохо.
Компания «Панар-Левассор» была создана в 1886 году Рене Панаром (Louis-Rene Panhard) и Эмилем Левассором (Louis-Rene Panhard). Все ранние годы работы фирмы она была связана с немецким Даймлеров, а основатели дружили с самим Готлибом Даймлером. Французы утверждают, что именно Панар-Левассор был первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, который в 1897 году участвовал в маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады и стал таким образом первым армейским автомобилем. В 1901 году на Мадагаскаре благодаря генералу Галлиени (Gallieni) появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах "Панар-Левассор".
В 1910 году, по примеру Австрийцев Французы решили оценить возможность использования полноприводных тягачей в артиллерии. И если Австро-венгерские военные разрабатывали орудийный комплексы для новых мортир, то французские военные собирались применить к полевой артиллерии. Руководить работами взялся подполковник в отставке Депор (DePort), который работал военным советником в сталелитейной компанией "Шатийон-Коммантри" ( Compagnie des Forges de Châtillon-Commentry). Так как сами литейщики не могли произвести тягач в качестве партнера привлекли Панар-Левассор (Panhard & Levassor). Первый тягач показали военной комиссии в 1911 году на официальном конкурс военных грузовиков. Первый прототип тягача Tracteur Panhard-Châtillon К11 был с 4-цилиндровым двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом. В течении 3 лет прототип испытывался и в 1913 пошел в серии.
После испытаний 1913 совместно с тягачем фирмы Латил, тягач под обозначением Tracteur Panhard-Châtillon K14 прошел конкурсные соревнования. Масса пустого была 5,5 тонн. мог перевозить в кузове 2-тонный груз и буксировать два прицепа полной массой 11 т, при этом преодолевал подъемы крутизной 32% и броды глубиной 60 см. Автомобиль отличался от прототипа сдвоенными передними колесами и новым двигателем T-6L (7,4 л, 45 л.с) мощностью 45 л.с. И хотя тягач Панар-Гатильон полностью соответствовал требованиям военных, конкурсе военные отдали предпочтение тягачу от Латил. Хотя для принятие на вооружение были рекомендованы оба тягача заказа ни одной из фирм не было.
В 1914 году были проведены еще одни испытания, в которых кроме уже известным Панар-Левассор и Латил, приняли участие фирмы Рено и Шнейдер. Панар-Левассор снова показал себя хорошо, полностью соответствуя требованиям военным, но они высказались в пользу Латила и Рено. А на Панар-Левассоре разместили небольшой заказ в 50 единиц.
Трансмиссия Tracteur Panhard-Châtillon имела отдельный привод на каждое колесо, в передаче не использовались карданы, все передачи были только зубчатыми. После того, как на передние колеса поставили двускатные колеса трансмиссия стал вообще почти полностью симметричной. Но только передние колеса были управляемыми, и лебедка самовытаскивания была в передней части рамы.
Несмотря на отличную проходимость Tracteur Panhard-Châtillon были очень сложными в производстве и эксплуатации, большое количество валов и шестерен приводило к частым поломкам. Управляемость тягача так же оставляла желать лучшего, что было связано со сложностью поворота передних колес, в которой не было ни ШРУСов, ни карданов, все повороты исполнялись только через зубчатые передачи. Даже на скорости 10-12 км/час повернуть было почти невозможно. Большое количество передач приводила с потерям мощности и скорость движения была не высока.
Но проходимость спасала ситуацию. В начале войны на вооружении французской армии было только 50 артиллерийских тягачей Tracteur Panhard-Châtillon и ими был полностью вооружен и оснащен 4-й полк тяжелой артиллерии. Парадным строем тягачи полка прошли в Праздник Бастилии по Елисейским полям в 1914 году. Буквально накануне войны.
Война пошла не по французскому сценарию, уже в начале сентября 1914 года немецкие войска стояли на пороге Парижа, правительство эвакуировалось. Но произошло "Чудо на Марне". Уже знакомый генерал Галлиени, начальник обороны Парижа, организовал переброску дивизий на такси, и ударом во фланг остановил наступление немцев. Хотя в историю вошли только "Марнские такси", одной пехотой совершить это чудо нельзя было. Вместе с пехотой в район Марны был переброшен единственный полностью оснащенный автотранспортом артиллерийский полк. Tracteur Panhard-Châtillon можно присвоить имя "Марнский трактор" :-)
И хотя было выпущено всего 50 тягачей, для французской армии это были первые специализированные военные машины, поставленные на вооружение наряду с зенитными автопушками на шасси Де Дион Боутон.
Источник: www.mvcgfrance.org/menu2/vehicules_exception/tech_iww.html