Ремонтно-техническая база ядерного оьеспечения, которая обслуживала 183-й морской ракетоносный авиационный полк дальней авиации ВВС ТОФ. Эта база обслуживала вооружение первых серийных многоцелевых дальних скоростных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев СССР Ту-16, дислоцировавшихся на авиабазе "Кневичи".
В 1952 году 49-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия, перевооружившийся на самолёты Ту-14, был передислоцирован на аэродром Западные Кневичи, где в 1959 году начал освоение новых по тем временам многоцелевых дальних скоростных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16.
Это были первые серийные многоцелевые скоростные реактивные дальние бомбардировщики-ракетоносцы СССР, способные помимо тяжёлых авиабомб и ракет нести ядерное оружие.
А для обслуживания этих изделий была необходима своя инфраструктура. Так при авиабазе развернулось строительство ремонтно-технической базы. Если мы правильно поняли она состояла из РТБ ЧМО в.ч. 53015, занимавшейся материальным обеспечением и РТБ-К в.ч. 36036, занимавшейся обслуживанием ракет и их боевых, в том числе специальных (ядерных) частей. Служившие здесь называли эту РТБ "Базой Сомова" в.ч. 49400.
В 1971 году 49-й МРАП был переименован в 183-й морской ракетоносный авиационный полк в составе 25-й морской ракетоносной авиационной дивизии. Говорят, что это произошло из за предательства начальника разведки 50-го ОДРАП, который будучи в отпуске передал в посольство США секретные данные о частях флота. В последствии дивизия стала дважды ордена Красного Знамени.
Перед распадом СССР полк был последим из ракетоносных частей ВВС ТОФ, который получил многоцелевые Ту-22М2, а в 1993 году был расформирован. Ракетоносцы передислоцировали на аэродром Каменный ручей в Монгохто, а РТБ стала не нужна и до начала 2000-х её использовали под склады различного военного имущества, вплоть до РХБЗ, а потом и вовсе продали фермерам.
Ну а мы посмотрим что от неё осталось в наше время. Когда-то территорию опоясывало несколько рядов периметров. Теперь они повалены.
А все подходы прикрывали такие огневые точки.
Для этой территории авиабазы существовал свой взвод охраны в.ч. 36036.
Так теперь выглядит главный КПП внешнего периметра технической территории.
На площадке ржавеет под открытым небом старый погрузчик.
У бывших ворот располагалась караулка.
Заглянем внутрь.
Хотя смотреть внутри уже не на что. Разве что некоторые предметы быта напоминают о последних годах жизни перед забросом.
В виде телевизора да старого разбитого монитора.
От ворот КПП уходит дорога ко второму КПП внутреннего периметра.
Он опоясывал сами хранилища специзделий, сборочный цех, монтажно-испытательный корпус и наземные площадки хранения.
Сборочный цех.
Если приглядеться, то над воротами можно разглядеть нарисованный лес. Даже парочку грибов под ёлками.
Раньше здесь была своя кран-балка.
Рядом находится площадка с бывшим выездом на территорию между внешним и внутренним периметром, где находились большие площадки открытого хранения.
Несколько фоток ржавой техники на территории от нашего коллеги по хобби.
Но давайте пройдём к самим хранилищам специзделий.
Всего их было три. Два из них длиной 70 метров и одно 50 метров.
Хранилища прикрывали дополнительные огневые точки, расположенные внутри периметра.
С начала 2000-х гг. эту территорию занимают фермеры, которые не особо рады гостям.
Хранилище №3 длиной 70 метров. В середине 2000-х гг. к нему пристроили небольшой домик, на крыше которого теперь смонтированы солнечные батареи.
Как пишут в одноклассниках служившие на этой РТБ, в начале 1980-х гг. в этом хранилище хранили изделия №095. Что это за изделия мы не знаем. :) Летом оно пустует, а по осени в нём видимо складируют картошку.
На входах в хранилище установлены мощные защитно-герметические ворота.
Когда-то бетон был раскрашен под лес, как на сборочном цехе.
Хранилище №2 аналогичной длины. С другого входа в хранилище лет пять назад фермеры пристроили большой жилой дом с выходом в хранилище, так что туда мы не пойдём.
А вообще внутри эти хранилища выглядят так и представляют из себя обвалованные землёй ангары из сборных быстровозводимых железобетонных арок.
Возле третьего хранилища нам встретилась такая находка.
Носовые обтекатели то ли от больших ракет, то ли от самолётов.
Само хранилище №1 длиной 50 метров. На заднем плане виден дом фермеров, пристроенный ко второму хранилищу.
С этого ракурса хорошо видно толщину гермоворот.
В правых створках этих ворот хранилищ предусмотрена дверь для прохода людей.
К сожалению с фотографиями изнутри у нас туго, т.к. это теперь частная собственность и показывать их первым встречным не хотят.
Такие же гермоворота с обратной стороны хранилища.
Конечно на территории был туалет.
И небольшое сборное убежище для личного состава.
Точно не уверены, но возможно это цех МИК.
Заглянем в боковую пристройку.
Внутри лишь остатки фермерского хлама.
Вагончик возле тыльного КПП.
Здесь когда-то были ворота выезда из внутреннего периметра.
Дальше по дороге находилась какая-то площадка.
И видимо бывшая артезианская скважина.
Которую приспособили под что-то непонятное с буржуйкой.
Далее дорога шла к ещё одному пустому цеху неясного назначения, находящемуся в границах внешнего периметра РТБ.
А на этом всё.
Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.