Найти тему
Авто и Мото

Жигули (автомобиль)

Жигули́ (1970—2014) — марка автомобилей малого класса, производившихся ОАО «АвтоВАЗ».

История -

16 августа 1967 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами[1].

-2

Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП[1].

-3

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. Вскоре начался выпуск универсала ВАЗ-2102. С 1972 по 1984 производилась «люксовая» модель ВАЗ-2103. В 1976 году началось производство усовершенствованной модели ВАЗ-2106[2]. Восьмидесятые годы ознаменовались запуском производства моделей с прямоугольным дизайном передней части — ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107[1][3].

-4

30 декабря 2010 года закончилось производство ВАЗ-2105, из-за низкого спроса от всего классического семейства ВАЗ и почти полной унификации с ВАЗ-2107. 17 апреля 2012 завод ИжАвто прекратил выпуск ВАЗ-2107. Последнюю модель жигулей ВАЗ-2104 сняли с производства 17 сентября 2012 года.

-5

-6

Выпуск модели ВАЗ-21074 в Египте из машинокомплектов, поставляемых АвтоВАЗом, полностью завершён в начале 2014 года.

Название Править

Само слово «Жигули» происходит от названия гор в составе Приволжской возвышенности[5].

Поскольку в ряде европейских стран слово «жигули» потребители ассоциировали с сомнительным понятием жиголо, то на внешнем рынке торговая марка «Жигули» была вскоре заменена на «LADA». Модели именовались по объёму двигателя, например, Lada 1300.

Модернизированные модели подсемейства ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 на внутреннем рынке также продавались под маркой «Жигули», а на внешнем рынке — только под маркой «LADA» (при этом экспортные модели, помимо обозначения по объёму двигателя, продавались на некоторых рынках под названиями Lada Saloon, Lada Nova, Lada Riva, Lada Estate и даже Lada Kalinka)[6].

В 1990-х АвтоВАЗ отказался от использования слова «Жигули», используя на внутреннем рынке индексные обозначения (тогда выпускались ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107), однако это слово прочно закрепилось в общественном сознании. В обиходе такие автомобили часто называют «Жигу́ль» и «Жи́га», а конкретные модели — по номеру («семёрка», «пятёрка» и т. д.). В автомобильной прессе их стали называть «классическими моделями» или просто «классикой». В частности, нереализованный проект модернизации «Жигулей», для которого в 2009 году был выпущен прототип ВАЗ-2107М, получил кодовое название Lada Classic-2.

Модели:

Всего было выпущено 7 моделей «Жигулей» с индексами от 2101 до 2107. Индекс каждой модели мог содержать пятую цифру, указывающую на модификацию автомобиля: так, например, египетская «семёрка» имела индекс 21074. Подробная информация об особенностях каждой модели дана в соответствующих статьях.

Серийные модели Править

ВАЗ-2101 — самая первая модель, «копейка»

ВАЗ-2102 — «копейка»-универсал

ВАЗ-2103 — модель со сдвоенными фарами

ВАЗ-2104 — универсал на базе 2105, известен также как Kalinka и Signet

ВАЗ-2105 — первая модель с прямоугольными фарами, известная также как Riva, Nova, Laika и Clasico.

ВАЗ-2106 — усовершенствованная 2103

ВАЗ-2107 — самая поздняя модель, известная как Riva, Nova и Signet.

Прототипы и концепты Править

ВАЗ-2107М, так называемая Lada Classic-2. Проект модернизации «Жигулей» начала XXI века. Предполагалось, что дешёвую старую модель можно будет удержать на конвейере путём внешних и небольших конструктивных доработок. Был изготовлен прототип. От проекта отказались в связи с очевидным устареванием конструкции родом из семидесятых годов. Вместо того было принято решение начать с нуля разработку новой низкобюджетной модели.

Производство и продажи-

В 2003 году было выпущено около 265 тысяч классических «Жигулей». В 2006 году снята с производства (сборка из крупноузловых комплектов на ИжАвто) «шестёрка» ВАЗ-2106, продержавшаяся на конвейере 30 лет. На 2007 год продолжался выпуск моделей LADA 21053 и LADA 21070/21074 на ВАЗе, SKD сборка модели ВАЗ-21043 на (ИжАвто); модели ВАЗ-21070 с 2002 на Украине (ЛуАЗ, ЗАЗ и КрАсЗ) и с 2006 года в Египте. За 2007 год произведено около 234 тыс. автомобилей этого семейства (18 % выпуска легковых автомобилей в России), таким образом «Жигули» оставались самыми массовыми и в производстве (несмотря на некоторое падение) и особенно в потреблении в России. Самым длительно выпускавшимся автомобилем семейства стала модель 2105 (31 год с 1979 по 2010 годы).

«Жигули» стали визитной карточкой советского и российского автопрома. Эти автомобили присутствуют во множестве фильмов, песен, литературных произведений.

Авто
5,66 млн интересуются