Добрый день!
В трудные 90-е люди не отчаивались и не смотря на тотальную разруху в экономике страны продолжали строить планы на светлое будущее. В том числе и Алтайский тракторный завод готовил, так сказать, плацдарм для запуска в массовое производство трактора Т-250. История этого трактора очень длинная, он рождался несколько десятилетий, но так и не родился. Пациент мертв.
А история этого трактора началась еще в 70-х. В 1970 году на конвейер Алтайского тракторного завода поступил обновленный бестселлер алтайцев Т-4А класса тяги 4.
Следующим шагом было создать гусеничный трактор более высокого класса. Такая потребность возникла в связи с необходимостью замены К-700 на энергоемких операциях для снижения уплотняющего воздействия на почву и внедрением перспективных технологий в производство хлопка.
Разработка началась в НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт) под руководством Кузнецова С.А.. Уже в 1975 году был собран опытный макетный образец нового трактора мощностью 250 л.с. Он собрал в себе все конструкторские достижения того времени подразделений института.
Позже к проекту присоединились конструкторы АТЗ и совместно с НАТИ в 1984 году показали общественности новый гусеничный трактор 5 тягового класса Т-250.
Много пишут об сравнительных испытаниях Т-250 с американским Challenger-65, предок современных довольно популярных Challenger MT800.
Протоколов испытаний или других документов мне найти не удалось. Но информация есть, якобы Т-250 на железных гусеницах производительнее чем он же на резиноармированных Bridgestone (9,26 против 7,61 га/ч). А Challenger-65 (7,85 га/ч) получается производительнее, чем Т-250 на резиноармированных гусениц и уступает, если Т-250 на обычных металлических траках. Также Т-250 выиграл и по расходу топлива. Вот сравнительная таблица, полученная на тех испытаниях, представленная на сайте alltrac.ru.
Также стоит отметить внедрение в конструкцию индивидуальной торсионной подвески опорных катков в ходовой системе. Это избавило от проблем, характерных старым Т-4/4А, и в первую очередь от тряски от малейших неровностей при перегонах. На испытаниях благодаря такой подвеске ход трактора был плавнее, а проходимость выше, чем у Challenger-65. Но Т-250 проиграл в маневренности.
Кабина одноместная, оператор сидит по центру. Кабина по сравнению со старыми машинами лучше изолирована от пыли, шумоизолирована, оборудована системами кондиционирования и обогрева воздуха.
Трактор оснащен диапазонной механической КПП с возможностью переключаться на ходу при помощи гидроподжимных фрикционных муфт.
В 1994 году АТЗ привез на выставку в Зерноград, где проходил республиканский семинар-совещание, несколько своих тракторов: Т-250, Т-4.02 и Т-4.03. Т-250 был оснащен двигателем Д-4601 мощностью 250 л.с..
Итак, что мы имеем. Т-250 успешно прошел приемочные госиспытания, сертифицирован и рекомендован к серийному производству. Он имеет тяговую мощность, бОльшую чем у Т-4А и даже К-701. Он совместим практически со всеми агрегатами, разработанными для К-700/701.
Представляете, работа над трактором началась еще в середине 70-х!!! И до конца 00-х алтайцы не сдавались и пытались пустить его на конвейер. Даже в 2006 году премьер Фрадков положительно оценивал проект Т-250, а алтайцы ждали господдержки. АТЗ готовился к запуску в серию Т-250, история которого к тому моменту насчитывала уже 30 с лишним лет (первый макет был собран в 1975 году усилиями НАТИ).
Его положительно оценивали многие специалисты. Но что-то пошло не так, ведь скоро "Алттрак" закроется. Не хватило сторонней, в том числе государственной поддержки.
Трактор планировалось продавать за 3,5 млн рублей, что значительно дешевле того же Challenger.
Наработки по Т-250 были использованы и в других тракторах, таких как Т-404, Т-408, Т-501 и даже велись работы над А-600 шестого тягового класса. Кое-какие модели вроде как продолжают выпускаться (но это не точно) на уцелевших площадках бывшего Алтайского тракторного, на твиттере есть информация об отгрузках в конце 2019 года:
И как-то больше не слышно ничего, хотя реклама о новых алтайских тракторах еще гуляет по интернету.
И на последок видео об испытаниях Т-250 на Алтайской МИС
На этом всё, до скорых встреч!!!