Найти тему

Исповедь авиадиспетчера. Со встречным разошлись ...

Мне очень чётко, на протяжении почти всей моей трудовой деятельности, помнится случай, когда мои действия, могли привести к непредсказуемым последствиям. Работал тогда на РЦ (районный цент). На время ремонта помещения центра, нас перевели на ОРЛ (обзорный радиолокатор). Не очень комфортное помещение, душно, шумно. В ночное время, когда интенсивность снижается, да еще к концу смены, усталость ощущается неимоверная. Но это лирика. Вот так, уже под утро, в зоне три АН-12. Два идут в одном направлении, с хорошим интервалом на эшелоне 6600 и один встречный на 6300 (тогда еще высоты измерялись в метрах). Когда один из двух попутных подходил к траверзу точки, от нас вылетел Як-40, в том же направлении, что и те два Ан-12, т.е. на Юг.

Диспетчер "Круга" (подхода у нас не было), отдал мне Як на 3300, подписан эшелон 7200. Учитывая, что встречный АН-12 идёт на 6300, дал яку 5700. Вроде всё контролирую, всё метки (формуляров тогда тоже не было), хорошо вижу. Ни кто ни кому не мешает. В какой то момент, метки того АН-12, что проходил траверз и встречного однотипного, стали сближаться и Як догонял Антонова. Но еще был вполне приличный интервал. Вот тут, на какое то мгновение, как мне показалось, я уснул. Открыл глаза, вроде ситуация та же. Як доложил 5700. Оценил, что со встречным разошлись, Антонова на 6600 он не догонит. Передал информацию о попутном на 6600 и дистанцию, дал набор 7200, с докладом о пересечении 6600. И опять сомкнул глаза на мгновение. Но что-то торкнуло меня. Холод в затылке, тяжесть в мышцах, комок в горле. Ан-12, который должен был выходить из зоны (по моим подсчётам), двигается на встречу Яку, дистанция меньше 10 км, есть какой то боковой интервал, но борты идут навстречу и один из них в наборе 7200, другой на 6300. Каким-то не своим голосом и кажется очень медленно, даю команду Яку отвернуть вправо на 30 и доложить высоту.

- Отворачиваем вправо на курс 240, пересекаем 6500.

До попутного на 6600, расстояние около 40 км. Через какое то время, фиксирую расхождение Яка и "Антонова", даю команду Яку на восстановление курса.

- Берём курс 190, пересекаем 6600.

Руки как железные, голова тяжёлая, рубаха, хоть вжимай.

РП (руководитель полетов) сразу не доложил, струсил. И даже на разборе промолчал (каюсь). Обычно после ночной смены, надо выспаться. Но сон не шёл. И даже следующей ночью спал тревожно. Через день поехал к РП, мы друзья были и рассказал. Посидели, выпили, обсудили. Опасное сближение конечно было. Вот и жил с этим, всё оставшееся время моей работы.

Рассказал Владимир К.