В конце декабря минувшего года вышло довольно интересное интервью еженедельнику "Звезда" директора по развитию петербургского ПАО "Звезда" Александра Зиновьева. Завод "Звезда", будучи не самой публичной организацией, является одним из ключевых предприятий отечественного ОПК. Объясняется это тем, что "Звезда" – единственный российский производитель высокооборотных судовых дизельных двигателей и тяжёлых редукторов.
Так, во многом от темпов работы "Звезды" зависит скорость постройки таких важных для современного российского флота кораблей, как фрегаты проекта 22350 и малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 "Каракурт". Для первых завод выпускает редукторы РО55, для вторых главные двигатели – высокооборотные дизели типа М507. Несмотря на критику за сложность конструкции и не самые передовые по современным меркам характеристики, эти двигатели пока что остаются безальтернативными.
Ещё несколько лет назад предприятие находилось не в самой лучшей форме и не могло обеспечить потребности верфей. Так, с 2015 года в состав флот вошли всего три МРК "Каракурт", а квалификационные испытания первого импортозамещённого редуктора для фрегата проекта 22350 завершились только прошлой осенью. Однако в последнее время ситуация меняется, и отставание по срокам сдачи двигателей удаётся сокращать. По крайней мере, об этом говорит руководство "Звезды".
"Сегодня помимо новых контрактов на срок до 2023 года нам приходится работать с тем, что накопилось с 2017-2018 годов. В наших жёстких условиях ограниченных ресурсов результат неплохой: за 2018-2020 гг. удалось почти в два раза сократить отставание по заказам, и мы надеемся к началу 2022 года выйти на выполнение программы в срок, – отметил Александр Зиновьев, – За два года мы практически удвоили выработку".
В качестве причин изменений руководство предприятия указывает увеличение количества производственного персонала, оптимизацию загрузки оборудования, отработку технологических процессов, аутсорсинг и внедрение бережливого производства.
Что касается ближайших перспектив, то, как следует из слов Александра Зиновьева, "Звезда" намерена развиваться по трём основным направлениям.
- Разработка и производство высокооборотных дизелей и агрегатов на их базе. В частности, предприятие намерено завершить обещанную модернизацию линейки двигателей размерности ЧН 16/17 (включая столь востребованную модель М507).
- Развитие редукторного направления с увеличением доли редукторов в общем объёме производства с 20% до 50%.
- Возобновление работы по сопровождению выпущенных дизельных двигателей и редукторов за пределами гарантийных обязательств. В перспективе "Звезда" рассчитывает стать крупным участником рынка ремонта и обслуживания.
Стоит отметить, что последнее направление представляется особенно интересным с учётом того, что рынок ремонта высокооборотных судовых дизелей не пустует. Например, активным игроком на рынке ремонта является группа "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ). На основе накопленного опыта работы с дизелями типа М507 и решения Минобороны уже несколько лет КМЗ попытается развернуть собственное производство этих машин. Однако, судя по продолжающимся арбитражным разбирательствам, "Звезде" и КМЗ пока что не удаётся найти общий язык в части передачи документации. Похоже, скоро у двух компаний появится ещё одно поле для конкуренции.
В общем, ситуация на рынке оживляется. Теперь главное, чтобы рост активности привёл к увеличению выпуска необходимых для промышленности и флота изделий.
Будем следить за развитием событий.