Найти в Дзене
Судострой

Как устроено машинное отделение буксира

Рейдовый буксир проекта 90600 "Садко" / Фото: ТГД
Рейдовый буксир проекта 90600 "Садко" / Фото: ТГД

Продолжаем знакомство с тружениками рек и морей – буксирами. Наш герой – рейдовый #буксир проекта 90600 "Садко", строящийся на заводе "Пелла". В одной из предыдущих статей речь шла об испытаниях системы внешнего пожаротушения, сегодня изучим машинное отделение или просто "машину", как часто называют эту часть судна.

Несмотря на свои относительно небольшие габариты или размерения (длина – 25,4 м, ширина – 8,8 м, осадка – 3,8 м), буксир имеет машинное отделение, построенное по тому же принципу, что и у более мощных собратьев.

На палубе буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
На палубе буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

В машинное отделение, которое находится под рубкой и жилым блоком ведёт довольно крутая лестница, в данном случае – трап, как справедливо замечают читатели. Поскольку фотосъёмка проводилась во время испытаний, когда судно ещё не было передано заказчику, просьба не обращать сильно внимание на мелкие недочёты. Все они будут устранены позднее.

Спуск в машинное отделение / Фото: ТГД
Спуск в машинное отделение / Фото: ТГД

Итак, главными действующими лицами в машинном отделении буксира проекта 90600 являются два главных #двигателя. В данном случае это 12-цилиндровые V-образные дизели MTU серии 12V4000 мощностью 1140 кВт каждый.

Машинное отделение буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Машинное отделение буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Разумеется, на этом месте хотелось бы видеть отечественные дизели. Однако на данный момент в этом сегменте конкурентного предложения от российского двигателестроения, к сожалению, не наблюдается. По крайней мере, для заказчиков.

Главный двигатель MTU 12V400 / Фото: ТГД
Главный двигатель MTU 12V400 / Фото: ТГД

Управлять работой главных двигателей можно не только с ходового мостика, но и непосредственно в машинном отделении. Для этого здесь расположен местный пост управления.

Местный пост управления главным двигателем / Фото: ТГД
Местный пост управления главным двигателем / Фото: ТГД

Момент от главного двигателя передаётся через вал на полноповоротную винторулевую колонку (ВРК) механического типа.

Валопровод буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Валопровод буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Пропульсивный комплекс буксира "Садко" состоит из двух винторулевых колонок Rolls-Royce US 205 с винтами фиксированного шага в насадке.

Винторулевая колонка. Вид из машинного отделения / Фото: ТГД
Винторулевая колонка. Вид из машинного отделения / Фото: ТГД

Вот так выглядит винторулевая колонка из машинного отделения.

ВРК буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
ВРК буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

А вот вид снизу. Снимок сделан, когда буксир "Садко" ещё не был спущен на воду. Выглядят новые колонки, которые обеспечивают высокую маневренность, очень даже симпатично.

Внешний вид ВРК буксира "Садко" / Фото: ТГД
Внешний вид ВРК буксира "Садко" / Фото: ТГД

Угол поворота винторулевой колонки и скорость вращения гребного винта задаются с ходового мостика. Для этого предусмотрена специальная панель управления ВРК. Судя по табличке, официально она именуется рукоятка ВРК.

Панель управления буксиром проекта 90600 / Фото: ТГД
Панель управления буксиром проекта 90600 / Фото: ТГД

Впрочем, вернёмся в машинное отделение. Из важных агрегатов также стоит отметить #дизель-генераторы. Как и главных двигателей, их здесь две единицы. Мощность каждого дизель-генератора составляет 86 кВт.

Дизель-генератор буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Дизель-генератор буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Для отслеживания текущего состояния основного оборудования есть панель диагностики.

Панель диагностики / Фото: ТГД
Панель диагностики / Фото: ТГД

Не забывают в машинном отделении буксира и о пожарной безопасности. Температура, да и присутствие топлива и масла обязывают. Для этого судно оборудовано системой пожаротушения.

Система пожаротушения в машинном отделении буксира / Фото: ТГД
Система пожаротушения в машинном отделении буксира / Фото: ТГД

Ещё один важный узел – насос системы внешнего пожаротушения. Как раз с его помощью вода подаётся в лафетные стволы, расположенные в верхней части надстройки буксира.

Насос системы внешнего пожаротушения / Фото: ТГД
Насос системы внешнего пожаротушения / Фото: ТГД

Вообще, в машинном отделении даже такого не самого большого судна, как буксир, очень много насосов. Помимо пожарного, это осушительный насос, насос подкачки топлива, насос перекачки грязного масла, насосы системы охлаждения и др. Местное управление всем этим хозяйством вынесено в шкафы, расположенные в машинном отделении.

Шкафы управления в машинном отделении / Фото: ТГД
Шкафы управления в машинном отделении / Фото: ТГД

Кстати, наушников, несмотря на сильный шум при работе главных двигателей, здесь ни у кого не увидел. Объяснить это можно тем, что буксир пока ещё на испытаниях. При передаче заказчику #судно наверняка получит всё необходимое оборудование.

Испытания буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Испытания буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

P.S. По просьбам читателей добавляю несколько снимков других судовых помещений. Вот так выглядит камбуз.

Камбуз буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Камбуз буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Это столовая, в данном случае, видимо, совмещённая с кают-компанией.

Вход в столовую буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Вход в столовую буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Санитарно-гигиенические помещения.

Санитарные помещения буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Санитарные помещения буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Одна из кают. Всего экипаж буксира проекта 90600 состоит из восьми человек.

Вход в каюту буксира проекта 90600 / Фото: ТГД
Вход в каюту буксира проекта 90600 / Фото: ТГД

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о полностью отечественном проекте рыболовного траулера "Восток".