Holt 120 Caterpillar (20-ton artillery Tractor)
Страна США
Производитель Holt Manufacturing Company, Peoria
Годы производства 1914-1922
Кол-во построенных 698
Экипаж 1
Вооружение не вооружен
Бронирование не бронирован
Сухая масса, 20 тн
Двигатель: ДВС
Мощность, 120 л.с.
Где увидеть: Fred C. Heidrick Sr. Collection, Woodland, CA California Agriculture Museum
К началу второго десятилетия 20-го века автомобилестроение вообще, и двигателестроение в частности преодолело первый барьер своего роста в технологических ограничениях производства. Стало понятно, как легко можно масштабировать шасси, двигатели, платформы. Простым добавлением пары цилиндров и изменением системы впуска из 75 сильного двигателя Holt M-7,7 с размерностью 7 1/2х8-дюймов. Применение головок от двигателей завода в Пеории позволила построить самый мощный серийный тягач Первой мировой войны.
Первый трактор Holt 120 был показан на заводе в Стоктоне в 1914 году. Но отладка двигателя потребовала почти год и в итоге первые серийные машины начали предлагаться только в 1915. Основным и практически единственным заказчиков тракторов были вооруженные силы. Из 698 построенных, считая первый прототип, 676 было отгружено в армию. 120 тягачей использовалось экспедиционным корпусом в Европе и Английской армией в ходе Первой мировой войны. Самое мощное транспортное средство артиллерии союзников должно было помочь обеспечить прорыв немецкой линии обороны в ходе наступлений 1918 и 1919 годов. Но немцы неожиданно сдались:-))
Конструктивно Holt 120 стал венцом развития полугусеничных машин от Холта и венчал производственную программу фирмы до 1922 года, когда закончились поставки в армию. Мощности тракторов хватало, что бы обеспечить перевозку любой артиллерийской системы союзников. Для "народного" капиталистического хозяйства параметры трактора были излишними.
Машина отличается от стандартного Holt 75 4-мя выпускными трубами, даже если машина накрыта навесом, их выход над навесом хорошо виден. Трактор собственной массой 20-тонн показал отличную проходимость и еще раз стал доказательством возможности использования гусеничных машин непосредственно на поле боя. Но к тому моменту, когда началось широкое применение 120-ти сильной машины, на базе более маленькой модели с 4-х цилиндровым двигателем Holt-75 были созданы первые образцы боевых бронированных машин и их развитие пошло собственным путем.
При сравнении со всеми полугусеничными тракторами и тягачи Holt 120 имел наиболее отработанную конструкцию, сбалансированные массо-габаритные и тяговые параметры и стал лучшим гусеничным тягачем Первой мировой. Но хронические недостатки полугусеничного привода с управляемым колесом сделали его лучшим, но и последним тягачем этого типа. Фирма Холт сначала купив патенты фирмы Хорнсби, а затем и конкурента C.L.Best с его патентами и наработками, полностью сосредоточилась на гусеничных тракторах без вспомогательных колес. Во второй мировой войне германская армия снова вернула из небытия эту схему, но уже на другом качественном исполнении. И не очевидно, что это было самое правильное решение.
источник: Caterpillar Chronicle : History of the Greatest Earthmovers