Найти тему
Гараж Автоклассика

Дисковые тормоза, независимая подвеска, мотор с сухим картером. Уникальный КРАЗ снова в строю

Этот уникальный грузовик был создан на Кременчугском автозаводе в далёком 1991 году. Он очень эффектно, как говорится, ворвался на первые полосы автомобильной прессы, но вскоре о нем позабыли. И вот, спустя четверть века машину восстанавливают, возможно, уникальный грузовик еще поездит.

По сути, от серийного КРАЗа здесь только кабина и рулевой редуктор, всё остальное для проекта на заводе делалось с нуля, всего за восемь месяцев.

Основа любого грузовика – рама, здесь нет исключений. Она спроектирована именно под конкретный данный экземпляр.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Подвеска всех колёс здесь независимая, на А-образных рычагах. Упругими элементами служат торсионы. Кстати, элементы подвески с некоторыми доработками взяли от более раннего опытного образца разработки семидесятых годов.

Задняя подвеска (с) фото youtube Roma Urraco
Задняя подвеска (с) фото youtube Roma Urraco
Передняя подвеска (с) фото youtube Roma Urraco
Передняя подвеска (с) фото youtube Roma Urraco

Тормоза на всех колёсах дисковые, фирмы Lucas, система с ABS.

Колёсные диски легкосплавные, вот кто производитель – я не знаю, сделали их в Кременчуге, или же купили на стороне.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Двигатель – самый тяжелый агрегат этой машины расположен посредине, из-за чего центр тяжести находится близко к дороге, а развесовка приближена к идеальной.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Мотор здесь дизельный, 5ТДФ. Двухтактный оппозитный пятицилиндровый (с противоположно двигающимися поршнями) с сухим картером.

Десять поршней двигаются навстречу друг другу, два коленвала. Это двигатель для танков и тепловозов, адаптирован для грузовика, мощность повысили до 1000 л.с.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Коробка передач планетарная механическая шестиступенчатая, так же от танка Т-64, только там их две, а на Кразе одна. Вот как выглядит селектор передач в кабине, КПП с гидравлическим сервоприводом.

От редуктора главной передачи крутящий момент передается на колёса короткими карданными валами. Всё это обеспечивало разгон с нуля до сотни за 12 секунд, а до расчётной максимальной скорости в 250 км/час грузовик ни разу не разгоняли, но 160 км/час он ехал уверенно.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Кабины кременчугских грузовиков особо комфортными никогда не были, но конкретно эта – эталон аскетизма. Только приборы, тумблеры и водительское сиденье. По периметру кабины идет каркас безопасности.

-10

Капот, сделанный из стеклопластика, полностью откидывается вперед. Под ним находится огромный масляный радиатор, радиатор охлаждения, бак системы смазки, рулевой редуктор с бачком гидроусилителя.

Ну а теперь вкратце о том, зачем вообще создали эту машину. Грузовик создан для кольцевых гонок и только. Несмотря на то, что он в единственном экземпляре, ему был присвоен собственный индекс 5450.

(с) фото youtube Roma Urraco
(с) фото youtube Roma Urraco

Примечательно, что до этого кременчугские машины в автоспорте замечены не были, и уж тем более в гонках. Ну действительно, где КРАЗ, трудяга- тяжеловес, с вечно уставшим видом тянущий свою многотонную лямку, и где высокие скорости кольцевых гонок?

Громкий дебют, призванный обратить внимание потенциальных иностранных покупателей на продукцию автозавода, состоялся в 1992 году на Нюрбургринге.

-13

Машина под управлением Александра Медведченко прошла квалификационный заезд FIA European Truck Racing Championship и вышла в финал, но увы, продолжить борьбу не смогла по техническим причинам – вышла из строя главная передача, и быстро устранить поломку команда не смогла.

(с) фото youtube KabinaRacing
(с) фото youtube KabinaRacing

Тем не менее, инженерам и механикам, под руководством Владимира Александровича Гавриленко, создавшим КРАЗ-5450 надо отдать должное. Подготовить болид для кольцевых гонок менее чем за год – серьёзный вызов даже для команд мирового уровня, а что говорить заводе, который никогда ничего подобного не делал? Кажется фантастикой.

 (с) фото youtube Valiant TV
(с) фото youtube Valiant TV

Увы, но продолжать работы над проектом не стали, а вскоре и о самом грузовике забыли на долгие годы.

-16

Он стоял на задворках завода и ржавел до недавнего времени. Сейчас машину восстановили, и есть все основания полагать, что она еще поездит. Во всяком случае, уже был заезд в Полтаве, скорость 170 км/час. А в октябре её можно будет увидеть в Киеве на «Олдкарленде».

(с) фото youtube KabinaRacing
(с) фото youtube KabinaRacing

Только вот европейских трасс ей больше не видать.

Кстати, интересно вот что – смог бы сегодня Кременчугский автозавод создать менее чем за год подобный грузовик? Я например, сомневаюсь.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.