Это один из самых частых вопросов, которые задают рыбаки при выборе мотора для своей лодки. Вопрос важный. На эту тему много спорят. Мы постараемся выразить свой взгляд и вместо долгих рассуждений покажем вам свой вариант расчёта. Если вы не согласны с ним – поделитесь своими соображениями, мы будем рады новой информации.
Из водномоторной практики последних лет известно следующее примерное (акцент на слове «примерное») соотношение: одна лошадиная сила двухтактного мотора потребляет в среднем 350 грамм бензина в час. В случае использования четырёхтактного мотора расход составит 250 г/ч (также при расчёте на одну «лошадку»).
Теперь давайте вместе посчитаем – сколько можно потратить на топливо (опять же подчеркнём – мы отталкиваемся от исходного соотношения) при рыбалке на «двух тактах» или четырёхтактнике за обычный сезон.
Возьмём для примера условия Санкт-Петербурга: за сезон можно успеть отбомбить примерно 10 рыбалок. Определим среднюю длительность рыбалки в 5 часов. Эти данные могут быть изменены при расчёте, мы используем их только в качестве примера.
И прикинем затраты на топливо. Для расчёта будем использовать стоимость популярной марки бензина «АИ-92». Итак:
● 1.1. Расчёт потребления и стоимости бензина при рыбалке на двухтактном моторе мощностью 3 л.с.:
3 (мощность ПЛМ) * 350 г/ч (столько в среднем «кушает» одна сила 2-тактного мотора в час) * 5 ч (время рыбалки) * 10 (кол-во рыбалок за сезон) = расход составит 52,5 литра бензина «АИ-92». За сезон ваши траты на бензин составят (возьмём среднюю стоимость 1 л бензина = 42 рубля): 52,5 * 42 = 2205 рублей.
● 1.2. В случае использования трёхсильного 4-тактного мотора расход рассчитаем по той же формуле:
3 (мощность ПЛМ) * 250 г/ч (столько в среднем потребляет одна сила 4-тактного мотора в час) * 5 ч (время рыбалки) * 10 (кол-во рыбалок за сезон) = расход составит 37,5 литров. За один рыболовный сезон ваши траты на бензин составят: 37,5 * 42 = 1575 рублей.
● 2.1. Для полноты картины скалькулируем расходы на топливо при использовании двухтактного мотора мощностью 10 л.с.:
10 (мощность ПЛМ) * 350 г/ч (столько в среднем тратит одна сила 2-тактного мотора в час) * 5 ч (время рыбалки) * 10 (кол-во рыбалок за сезон) = расход составит 175 литров бензина «АИ-92». За сезон ваши траты на бензин составят: 175 * 42 = 7350 рублей.
● 2.2. Четырёхтактник 10 сил позволит оставить на заправках меньше денег. Но намного ли? Считаем:
10 (мощность ПЛМ) * 250 г/ч (столько в среднем «съедает» одна сила 4-тактного мотора в час) * 5 ч (время рыбалки) * 10 (кол-во рыбалок за сезон) = расход составит 125 литров бензина «АИ-92». За сезон придётся потратить на бензин в среднем: 125 * 42 = 5250 рублей.
● 3.1. Для 2-тактного мотора в 15 сил расход топлива за сезон (10 рыбалок) в среднем составит 262 л (считаем по формуле выше, не будем её приводить лишний раз). Стоимость бензина за сезон составит 11025 рублей.
● 3.2. «Четыре такта» в 15 сил «скушают» чуть меньше: на сезон такой же интенсивности вам понадобится 187,5 литров бензина (7875 рублей).
● 4.1. У 2-тактного мотора в 30 сил тоже неплохой «аппетит»: расход топлива в среднем составит 525 л (считаем по формуле выше, не будем её приводить лишний раз). Оплата бензина за такой же сезон составит 22050 рублей.
● 4.2. «Четыре такта» в 30 сил позволят немного сэкономить: на сезон вам понадобится 375 литров бензина (15750 рублей).
● 5. Теперь посчитаем разницу по расходам на оплату бензина для 2-х и 4 тактов (т.е. именно экономию). Напомним, что эта разница получается при использовании двух- и четырёхтактных моторов в течение одного сезона, состоящего (для примера) из 10 рыбалок по 5 часов:
► Для трёхсильных моторов –
2205 – 1575 = 630 рублей. Вот примерно столько и составит ваша экономия, если в течение сезона вы будете рыбачить на «четырёхтактнике» в три мотосилы 10 раз, а не на «двух тактах». За десять лет (средний срок эксплуатации ПЛМ) ваша экономия составит около 6300 рублей. (при расчёте необходимо также учесть изменение стоимости бензина – как понятно всем взрослым людям, вряд ли цена опустится).
► Для моторов 10 л.с. –
7350 – 5250 = 2100 рублей. — Прикинем на будущее: за десять лет экономия на топливе при таком же «графике рыбалки» (10 «ходок» за сезон) составит 21 т.р.
► Для моторов 15 л.с. –
11025 – 7875 = 3150 рублей (разница по расходам на бензин при использовании 4-тактного и 2-тактного ПЛМ в течение одного сезона). — За десять лет (условно говоря, 100 рыбалок) экономия на топливе составит примерно 21 т.р.
► Для моторов 30 л.с. –
22050 – 15750 = 6300 рублей. А за десять сезонов на четырёхтактной модели 30-сильного мотора получится сэкономить (плюс/минус) 63 «рубля». Весьма значительная экономия – но, как говорится, она принесёт плоды только в долгосрочной перспективе. А за десятилетие может измениться очень многое (и модель мотора на транце вашей лодки в том числе)!
Обобщим: в том случае, если вы используете более мощный четырёхтактный мотор (например, популярную модификацию 9.9), ваша экономия на топливе будет пропорционально больше (в долгосрочной перспективе). Понятно любому, что многое также зависит от стиля езды и тех. состояния мотора, но в нашем примере мы описываем «средний вариант».
И всё равно ориентироваться при выборе мотора нужно всё-таки именно на свои ощущения, на то, что нравится в плане особенностей функционала, управления, удобства, и общее впечатление от «подвеса» – сэкономить в плане расхода при использовании 4-тактной модели, конечно, получится, но не миллион :)
Два такта или четыре – окончательный выбор всегда за рыбаком. Главное, есть из чего выбрать!