Не так давно мы рассказывали об автомобилях для нужд сельского хозяйства, которые были разработаны на ГАЗе и выпускались Саранским Заводом Автосамосвалов и на Фрунзенском Автосборочном Заводе в Киргизской ССР. Это были автомобили нижней ниши в сельском хозяйстве: кузов имел 4-5 кубометров без надставных бортов и 7-9 с бортами. Выпускалось таких автомобилей в лучшие годы по 50 тысяч в год, но все нужды сельского хозяйства они перекрыть не могли: в сельском хозяйстве нужен был грузовик с большим объемом кузова и с прицепом-самосвалом.
В 1957 году разработкой сельхозмашины занялся ЗИЛ. На шасси с колесной базой 3800 мм было собрано шасси ЗИЛ-130БЛ, а Мытищинский Машиностроительный Завод сделал для этого шасси надстройку в виде кузова с разгрузкой на три стороны. После испытаний опытного образца в 1961 году были построены еще три автомобиля для дальнейших испытаний, сам же выход на серийное производство постоянно откладывался. В 1964 году было доработано шасси и на его основе начали серийное производство ЗИЛ-ММЗ-554Б (1964 - 1968), а позднее и ЗИЛ-ММЗ-554М, который стал самым массовым и узнаваемым.
Выбор направления подъема кузова осуществлялся вручную, путем перестановки осей поворотных опор. Все остальное осуществлялось из кабины водителя. Учитывая, что направление разгрузки менялось редко, автомобиль позволял минимизировать физический труд водителя и время разгрузки.
Автомобиль, получивший в народе прозвище "колхозник" или "сельхозник" был способен перевозить 9 тонн груза в кузове и еще 5 в прицепе ГКБ-819. Прицеп, к слову, также имел разгрузку на три стороны. В сравнении с сельхозмашинами ГАЗ-САЗ этот автомобиль был намного практичнее при уборочных компаниях: бортовая платформа имела объем 5 кубометров и увеличивалась еще на 3 с помощью надставных бортов. Боковая разгрузка упрощала эксплуатацию автомобиля: разгрузку и самого грузовика, и прицепа можно было проводить без отцепления прицепа.
В 1993 году ЗИЛ выпустил новую сельхозмашину на базе ЗИЛ-133, она получила индекс ЗИЛ-ММЗ-4516 и выпускалась до 2002 года. Сам же ЗИЛ-ММЗ-554М прекратили выпускать в 1994 году. Новый "сельхозник" получил колесную формулу как у основного шасси - 6х4, благодаря более длинному шасси получилась и существенно вместительнее грузовая платформа - 7,6 кубометров без надставных бортов и на 3 кубометра больше с ними. Кроме того, был на автомобиле и дизельный двигатель - в начале 90-х этот фактор был более чем существенным, особенно учитывая бедственное положение в стране, которое особенно болезненно ощущалось в сельском хозяйстве.
Но не прекратили выпускать в Мытищах и сельхозмашины с колесной формулой 4х2: ЗИЛ-ММЗ-45065 получил новую кабину от ЗИЛ-4331 и такой массовости уже не получил.
Надо отметить, что разгрузка на три стороны сделала грузовики конкурентоспособными и после перехода на рыночную экономику: благодаря боковой разгрузке повышалась мобильность и вариативность использования автомобиля, он был способен высыпать груз в труднодоступных местах с маленькой разгрузочной площадкой, от чего его часто использовали новоиспеченные частники для перевоза песка, щебня и других сыпучих грузов. На таких работах эти автомобили можно встретить до сих пор.
В 1962 году в Минске спроектировали на базе самосвала МАЗ-503 свой грузовик в боковой разгрузкой. Работать МАЗ-511 он должен был в паре с прицепом МАЗ-847, перевозить он должен был до 13 тонн. В 1970 году была выпущена модификация с увеличенной до 16 тонн грузоподъемностью. Однако МАЗовский грузовик в серийное производство так и не пошел.
В 1974 году работы над машинами с боковой разгрузкой начал и КАМАЗ, он выпустил опытный образец КАМАЗ-55102. Построить опытный образец помогал МАЗ, предоставивший самосвальное оборудование. С 1980 года началось серийное производство, схема производства была схожа с московской: КАМАЗ делал шасси, а НефАЗ - надстройку в виде выгружающейся на обе стороны бортовой платформы. Объем базового кузова составлял 8 кубометров, с надставными бортами он увеличивался до 15,8. Автомобиль работал с прицепами ГКБ-8551, СЗАП-8551-01 и прицеп мод. 8527 , объем которых был такой же, как и у основного грузовика.
Благодаря большой вместимости данный автомобиль нашел себя и в рыночное время в качестве зерновоза. Сейчас КАМАЗ производит модернизированные сельхозники, они получили больший объем кузова, работают в паре с более вместительным прицепом и способны за раз перевозить до 40 кубометров сыпучего груза. КАМАЗы-зерновозы хорошо знакомы тем, кто летом ездит на юг по трассе М4. Особенно хорошо они знакомы тем, кто ездил по этой трассе до ее реконструкции - зерновозы и сами не ехали, и другим не давали, из-за чего поездка превращалась либо в гонку с рискованными обгонами, либо в муторную поездку в составе длинной колонны со скоростью 60 км/ч.
Во времена СССР сельхозмашин не хватало для того, чтобы справиться с вывозом продукции с полей, поэтому на уборочных и посевных работах использовались и обычные самосвалы с надставными бортами.
В данной материале рассмотрены далеко не все сельхозмашины с боковой выгрузкой - была модификация ГАЗ-66 с боковой выгрузкой, в СССР поставлялись IFA W50 производства ГДР, да и до эпохи ЗИЛ-130 в стране производили грузовики с боковой разгрузкой. В данной статье рассказано лишь о самых массовых модификациях, которые хорошо знакомы всем и неоднократно встречались на дорогах.
Не забудьте поставить лайк, подписаться на канал. Дальше будет интереснее!