Это сейчас, накопил нужную сумму, поехал в автосалон и без проблем купил понравившийся автомобиль со всеми причитающимися ему аксессуарами. В Стране Советов об этом можно было только мечтать. Для покупки машины, если не было блата и не ветеран войны, требовалось отстоять в очереди долгие годы.
Пройдемся по ценам тех лет
В начале 70-х цены на легковые автомобили в СССР были следующие:
- Запорожец (ЗАЗ-968) - 3 500 руб.
- Москвич-412 – 5 300 руб.
- Жигули ВАЗ-2101 (знаменитая «Копейка») – 5 500 руб.
- ВАЗ-21011 – 6 000 руб.
- Волга ГАЗ-24 – 9 200 руб.
При месячной зарплате советского труженика в 120 – 150 рублей, эту сумму приходилось копить несколько лет, откладывая понемножку из семейного бюджета. Тратить в те годы было особо не на что. Ну, а если очередь на покупку машины приблизилась, а денег не хватало, то приходилось занимать у знакомых и родственников.
Как совершалась покупка
Кроме многолетней очереди надо было отстоять несколько и в самом автомагазине. Там счастливому покупателю выдавали не машину, а справку-счет. С этим документом он шел в прикрепленную к магазину сберкассу, где отстояв вторую очередь, платил собранную годами сумму. Потом ему приходилось с чеком на покупку ехать на склад и ожидать очередного привоза автомобилей. Машина доставалась по номеру очереди и ни о каком праве выбора цвета кузова речь не шла.
Можно ли было обойти очередь
Можно, если имелась «волосатая рука». Ведь в ту пору никакого электронного учета не велось, и отследить порядок продвижения в очереди было невозможно. «Руке» за эту услугу требовалось отстегнуть не менее 20% от стоимости автомобиля.
С покупкой подержанных автомобилей тоже все было не так просто. Сначала их продавали обезличено через комиссионные магазины. Тем самым, якобы, ставили преграду спекулянтам. Потом обезличку отменили, и желающие продать свой автомобиль стали выставлять его потенциальным покупателям на и пустыре у Южного порта в Москве.
За покупкой машины б/у приезжали со всех концов страны. О цене договаривались тут же. При общем дефиците легкового автотранспорта она мало отличалась от магазинной. Потом шли в комссионку и оформляли продажу по стоимости, сделанной оценщиком. Разницу покупатель вручал бывшему владельцу автомобиля в укромном месте. Эта процедура попадала под статью о спекуляции и продавец сильно рисковал. К тому же он мог остаться без доплаты, попав в сети мошенников.
Вообще-то машину в те годы покупали на всю жизнь. Ремонтировали обычно сами. У частных автовладельцев была одна проблема – дефицит запчастей. На покупку резины и аккумуляторов были свои очереди. Процветало мелкое воровство аксессуаров. На колеса ставили «секретки». Щетки и зеркала после парковки снимали и прятали в перчаточный ящик.
P.S. В 1983 году на автомобильном рынке вдруг появились много «Москвичей». Их стали продавать без всякой очереди даже в кредит. Оказывается, этот «излишек» образовался в результате отказа некоторых западноевропейских стран импортировать наши автомобили. Причиной послужила трагедия сбитого нашим истребителем южнокорейского Боинга. В результате экспорт «Москвичей» в Европу был прекращен, и они переполнили все склады. Правда, этот случай, ставший счастливым для многих автовладельцев, продолжался недолго.
О более ранних правилах продажи автомобилей в СССР читайте здесь.