Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Самые успешные аварийные посадки гражданских самолётов в 21-м веке

Оглавление

Вдохновившись успешной посадкой А-321 Уральских авиалиний на кукурузное поле, "Летаем Вместе" составил для Вас мини-рейтинг самых успешных аварийных посадок гражданских лайнеров за последние 20 лет.

Чудо на кукурузном поле

Первое место в нашем рейтинге по праву достаётся самому свежему авиапроисшествию с самолётом А-321.

А-321 Уральских авиалиний после приземления на поле
А-321 Уральских авиалиний после приземления на поле

Что произошло: Ранним утром 15 августа 2019 года самолёт А-321 российской авиакомпании Уральские Авиалинии выполнял рейс из аэропорта Жуковский(Москва) в аэропорт Симферополь. На борту находилось 226 пассажиров и 7 членов экипажа. При выполнении взлёта на разбеге самолёт столкнулся с многочисленной стаей чаек. После отрыва самолёта от полосы сначала отказал первый левый двигатель, а вслед за ним и второй правый. Командир принял в этой ситуации верное решение выключить двигатели, и произвести аварийную посадку без выпуска шасси на кукурузное поле по курсу движения. Пилоты произвёли успешную посадку на поле, по которому самолёт проскользил около 200 метров. Эвакуация из аварийного самолёта прошла организованно, и по сообщениям заняла не более 1,5 минут.

Итог посадки: 233 спасённые жизни. Лётному экипажу - КВС Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоены звания Герой России, кабинный экипаж (бортпроводники) награждены Орденами Мужества. По сообщениям авиакомпании самолёт восстановлению не подлежит и будет списан.

Чудо на Гудзоне

Второе место в рейтинге достаётся самолёту А-320, успешно приводнившемуся в ситуации, аналогичной описанной выше.

А-320 на реке Гудзон
А-320 на реке Гудзон

Что произошло: 15 января 2009 года самолёт А-320 американской авиакомпании US Airways выполнял рейс из аэропорта Ла-Гвардия (Нью-Йорк) в аэропорт Такома (Сиэтл). На борту самолёта находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа. При наборе высоты через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей диких уток (канадских казарок). Столкновение произошло на высоте около 1 км и привело к отказу обоих двигателей. Пилотам удалось развернуть самолёт, перевести его в режим планирования и произвести успешную посадку на реку Гудзон. Полёт продолжался около 7 минут. Эвакуация пассажиров из аварийного самолёта на крылья прошла организованно, и уже через несколько минут они были спасены подошедшими к плавающему лайнеру катерами и паромами.

Итог посадки: 155 спасённых жизней. В ходе расследования авиапроисшествия пилотам Салленбергеру и Скайлзу были предъявлены претензии в том, что самолёт не произвёл аварийную посадку в ближайшем аэропорту. В процессе дальнейшего разбирательства пилотам удалось доказать невыполнимость такой посадки в аэропорту. По мотивам события был снят фильм "Чудо на Гудзоне", в котором Том Хэнкс сыграл роль командира корабля. Самолёт был списан и в дальнейшем рейсов не выполнял. Сейчас находится в авиационном музее "Каролинас" в Шарлотте в качестве экспоната.

Чудо в тайге

Третье место по количеству спасённых пассажиров получает отечественный самолёт-легенда Ту-154.

Приземлившийся в тайге Ту-154
Приземлившийся в тайге Ту-154

Что произошло: 7 сентября 2010 года самолёт Ту-154М российской авиакомпании Алроса выполнял рейс из аэропорта Полярный(Удачный) в аэропорт Домодедово(Москва). На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа. Через 3,5 часа полёта на высоте 10600 метров у самолёта появились проблемы с аккумуляторами, которые привели к полному отключению электропитания. Наибольшую опасность в этой ситуации представляют отключение бортовой навигационной системы, топливных насосов и потеря связи. Экипажу ничего не оставалось делать как произвести экстренную посадку на любую возможную площадку. Первоначально пилоты подыскивали место для приводнения самолёта на реку Ижма. Но по счастливому стечению обстоятельств, ближайшей подходящей для посадки точкой оказался заброшенный аэродром Ижма (Республика Коми), закрытый для приёма самолётов малой авиации в 2003 году. Пилоты выполнили 2 неудачные попытки захода на полосу, и лишь с третьей попытки экипажу удалось посадить самолёт. Скорость самолёта на посадке из-за неработающей механизации крыла была выше нормы, в результате чего после посадки самолёт выкатился за пределы полосы на 164 метра и столкнулся с кустарником и молодыми деревьями. В остальном аварийная посадка была признана достаточно успешной.

Итог посадки: 81 спасённая жизнь. Командиру корабля Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Герой России, другие члены экипажа (штурман, бортинженер и бортпроводники) были награждены Орденами Мужества. Самолёт был восстановлен до лётного состояния в таёжных условиях и отправлен на ремонт в Самару. После ремонта самолёт получил новое имя "Ижма" и успешно летал в авиакомпании Алроса вплоть до сентября 2018 года. Сейчас самолёт передан музею авиации в аэропорту Толмачёво (Новосибирск). История посадки Ту-154 в тайге легла в основу одного из сюжетов фильма "Ёлки-2".

Чудо с оторванным крылом

И наконец четвёртое место по количеству спасённых пассажиров, но не по значимости события, вновь достаётся самолёту Ту-154.

Так выглядело крыло Ту-154 после аварийной посадки
Так выглядело крыло Ту-154 после аварийной посадки

Что произошло: Вечером 26 сентября 2006 года самолёт Ту-154М киргизской авиакомпании Кыргызстан вырулил на взлётно-посадочную полосу готовясь к выполнению рейса по маршруту Манас(Бишек)-Ош-Домодедово(Москва). На борту находилось 52 пассажира и 9 членов экипажа. За минуту до взлёта Ту-154 на полосу приземлился американский военный самолёт-топливозаправщик KC-135 Stratotanker. Посадка проходила в тёмное время суток, поэтому самолёт ВВС США сразу после приземления в целях маскировки выключил аэронавигационные и проблесковые огни. Освободив полосу лишь частично американский заправщик остановился на рулёжной дорожке, не сообщив авиадиспетчеру об остановке. Диспетчер визуально не мог видеть КС-135 из-за выключенных огней и серой маскировочной окраски, поэтому дал разрешение на взлёт Ту-154. Командир Ту-154 Александр Березенцев увидел хвост и крыло американского борта уже после отрыва переднего колеса от полосы. Прерывать взлёт было уже нельзя, а столкновение было неизбежно. Ту-154 задевает правым крылом крайний левый двигатель американца. На КС-135 начинается пожар, горят оба левых двигателя и топливо, оставшееся в левом крыле, американский экипаж успевает покинуть пылающий самолёт. Ту-154 производит взлёт, несмотря на потерю более чем 3 метров правого крыла, и вытекающие из повреждённого бака 4 тонны топлива. Несмотря на частично неработающую механизация крыла экипаж разворачивает лайнер на 180 градусов и успешно сажает повреждённую машину, полную топлива. Нормативными документами такая посадка допускается лишь в исключительных случаях. Насколько нам известно, это единственный случай когда советский гражданский самолёт вышел победителем после столкновения с военным бортом. После этой посадки Ту-154 получил красную звезду за "боевую победу".

Самолёт-герой со звездой на борту
Самолёт-герой со звездой на борту

Итог посадки: 61 спасённая жизнь. Самолёт был восстановлен до лётного состояния и отправлен на ремонт в Москву. После ремонта самолёт успешно летал в киргизских авиакомпаниях до июня 2012 года.

Все успешные посадки объединяет надёжность техники, продемонстрировавшей феноменальную живучесть и выдержавшей запредельные перегрузки во всех перечисленных случаях, а также высокопрофессиональные действия экипажей. Сложившись вместе эти факторы в итоге спасли более 500 человек.

Если статья оказалась для Вас интересной и полезной, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.