В последнее время появились публикации об этой машине - при СССР она скромно упоминалась в книгах об истории авиации, иногда добавлялось что машина оказалась не слишком удачной. И все.
В 90-е на первый серийный Як вылили кучу грязи, естественно - но все же поменьше, чем досталось истребителям Яковлева. Машина оказалась как-то не очень интересна "разоблачителям" кровавого СССР.
И это странно - машина-то очень, очень интересна. Как сама по себе, так и для оценки того как рос и менялся ее создатель - А.С. Яковлев.
Як-2 изначально носил название ББ-22, что расшифровывалось как "ближний бомбардировщик". И забегая вперед вот именно бомбометательная составляющая его и погубила. Но об этом позже.
Говорят, что идею ББ-22 выдвинул Леон Шехтер, заместитель Яковлева - в соответствии с модной тогда концепцией тяжелого двухмоторного универсального самолета. Из аналогов наиболее известны Bf-110, американский Р-38 "Лайтнинг" и английский "Mosqito". Интересно, что у всех машин разная судьба. Bf-110 постепенно развиваясь превратился в Ме-210, а затем и в Ме-410 - универсальный перехватчик и ударную машину, правда, невыдающуюся.
Р-38 заслужил славу в первую очередь на Тихом океане как скоростной высотный истребитель японских самолетов
Английский "Москито" вовсю воевал в Европе - в роли быстрого бомбардировщика, перехватчика, тяжелого ночного истребителя.
А вот советской машине не так повезло.
ББ-22 совершил первый полет в феврале 1939 года.
К этому моменту Яковлев и Шехтер не ориентировались ни на кого, не имли никаких заданий - фактически это было свободное творчество. Базой для машины послужил яковлевский УТ-3, предназначенный для тренировки экипажей бомбардировщиков. Силовая установка - новые моторы М-103 с мощностью до 960 л.с. Получалась легкая и прочная конструкция с феноменально низкой для бомбардировщика нагрузкой на мощность - всего около 2,05 кг на л.с. - на уровне Bf-109G6, 2,1 кг на л.с. и лучше чем у FW-190A4, 2,26 кг на л.с.
При этом создатели видели свою машину бомбардировщиком в последнюю очередь - по их задумке это был тяжелый истребитель, разведчик, ударный самолет и только потом, так сказать "на сдачу", бомбардировщик. В том смысле что может и бомбу скинуть при случае или на особо важную цель (очень похоже на "Москито", правда?)
Причем прорабатывались разные конфигурации самолета - истребитель с пушечным вооружением. Разведчику, который вести бой не должен, предполагалось установить дополнительные баки - и дальность его доходила до 1600 км. Для бомбардировщика предполагалось снимать ненужное оборудование, повышая грузоподъемность.
Новые моторы М-103 и система охлаждения здорово задерживали развитие машины. Но ведущий инженер Е.Г. Адлер, опытнейший летчик-испытатель Ю.Я. Пионтковский упорно доводили самолет. - и получили скорость 572 км в час, правда, скорректированную до 560 км в час после приведения к стандартной атмосфере. Но шел 1939 год - лучший из немецких истребителей, Bf-109Е4 развивал на 20 км в час меньше.
После этого полета о машине узнало руководство ВВС и Сталин. И вот тут и начались большие проблемы.
Представители ВВС оценив скоростной самолет тут же заявили, что недостаточна бомбовая нагрузка для двухмоторной машины. Надо увеличить количество бомб. Где взять место? Переместить штурмана за кабину пилота, для этого кабину пилота увеличить, при этом центровка самолета ушла назад. Не осталось места для фюзеляжного бензобака, была изуродована аэродинамика.
Если попросту - военные затребовали машину, которая должна была заменить устаревший бомбардировщик СБ - им действительно нужен был новый бомбер. Вот только пытаться сделать большой фронтовой бомбардировщик из маленькой универсальной машины - это примерно то же самое что пытаться нагрузить маленького ослика как вола, на том основании что его тоже впрячь в повозку можно. Ну и нагрузили...
А Яковлев - тогда еще просто руководитель маленького КБ, занимавшегося спортивными самолетами, то ли не счел возможным, то ли не сумел им возразить.
Максимальная скорость машины продолжала падать. Сначала на 20 км в час. Скороподъемность, естественно, тоже упала. Но это были еще цветочки. На Як-2 (получивший это название в серии) начали ставить громоздкую турель, окончательно добившую аэродинамику. Увеличившаяся масса привела к необходимости усиления шасси и самой конструкции. Вес опять вырос...
Скорость Як-2 после "улучшений" от военных и чудес о производственников деградировала до 515 км в час. Скороподъемность упала еще сильнее - от прототипа, набиравшего 5000 метров за 5,4 минуты - быстрее легких истребителей - ничего не осталось. Теперь на набор 5000 метров уходило уже более 7 минут.
Кроме того, руководители НКАП провернули интригу и добились что мощный завод №1 стал базой для производства истребителя И-200 (будущего МиГ-3) - Як-2 с крупнейшего завода убрали.
С огрехами производства скорость серийных Як-2 упала ниже 500 км в час и ухудшалась. А с подвешенными бомбами (без которых Як-2 уже не мог лететь из-за измененной пересадкой штурмана и перекомпоновкой бомбоотсека центровки) упала до 445 км в час...
Надежду на спасение дали новые двигатели - М-105. Они прибавили по сравнению с М-103 около 100 л.с., и для все еще маленькой машины прибавка скорости могла быть заметной. Тем более что вариант с перспективным М-105 прорабатывался еще в начале работ. Тогда машина по расчетам должна была выдать до 625 км в час - и опытная машина, правда, в уже "доработанном" виде тогда выдала 590 км в час. А сейчас, несмотря на все "доработки" по требованию военных и огрехи серийного производства Як-4 (такой индекс получила машина с М-105) разогнался до 558 км в час - то есть почти вернул себе скоростные характеристики первого, легкого прототипа, прибавив по сравнению с серийными машинами около 60 км в час!
Но - к этому моменту появился Пе-2. Примерно равный по скорости, но больший по размеру, более прочный, надежный, изначально приспособленный к пикированию, к тому же проще в обслуживании - тараканов у Як-4 оказалось немало. В итоге бомбардировщик Як-4 оказался не нужен.
А если бы?
Да, а если бы? Ведь не случайно Яковлев в мемуарах с такой тоской описывал английский "Москито" - мол, вот ведь англичане, сделали ставку на скорость - и благодаря ей "Москито" оказался неуловимым для немецких перехватчиков? И действительно - молниеносные рейды Москито вошли в историю, и скорость, именно скорость позволяла ему уходить от истребителей противника. Не оборонительные турели, а скорость! А если бы Яковлеву и Шехтеру позволили сделать ту самую машину, которую они планировали тогда, создавая первый прототип?
Первый из ББ-22 показал скорость в 560 км в час. А если бы эта же машина вместо хотелок ВВС развивалась по пути Москито - и получила бы двигатели М-105?
Опытный прототип - уже с частично реализованными требованиями военных - разогнался до 590 км в час. То есть первоначальная машина вполне могла бы прибавить к этому результату минимум 20-25 км в час - то есть имела бы скорость в районе 610-620 км в час.
Может быть слишком смелые предположения? Вспомните, что уже серийный Як-2, с "доработками", испорченной аэродинамикой и перегрузом, получив моторы М-105 прибавил в скорости 60 км в час! Кажется, исходный легкий прототип прибавил бы не меньше к своим 560 км в час - и опять мы приходим к скорости 620 км в час. И скороподъемность выросла бы - трудно сказать насколько, но если прототип с М-103 набирал 5000 за 5,4 минуты, то прибавив 200 л.с. самолет мог бы набирать эту высоту и за 5 минут - феноменальный результат для 1941 года!
А ведь скорость на высоте 4900 метров 620 км в час, а также скороподъемность до 5000 метров в 5 минут - это показатели, почти недостижимые для любого немецкого истребителя вплоть до середины 1943 года! По скороподъемности могли бы потягаться ранние, легкие "густавы", а вот по скорости - и они бы отстали на этой высоте.
Но в 1943 году уже были моторы М-105 ПФ - и дополнительные 250 л.с. вполне могли добавить еще 20-30 км в час - и скорость такого ББ-22 на высоте 4,5 тысячи метров могла бы равняться 650 км в час - быстрее чем у любого немецкого истребителя 1943 года. Даже Bf-109G14 - быстрейший из Bf-109G - на этой высоте развивал не более 640 км в час, FW-190A - примерно столько же. То есть просто догнать и атаковать ББ-22 с М-105ПФ они были бы просто не в состоянии - только подловив и спикировав с большой высоты. Но и тут попробуй, возьми легкий, скоростной, высокоманевренный самолет и оборонительным вооружением!
А если на ББ-22 примерить М-107?
Вспомните замечательный советский фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика". Да, про Пе-2. Отличный бомбардировщик - вынужденный летать на разведку с максимальной скоростью в 540 км в час, потому что больше ничего у ВВС не было.
В фильме очень хорошо показано, что случалось когда такого одинокого разведчика встречали истребители противника. Уйти от них он мог только чудом - если сильно повезет.
А ведь мог у ВВС получиться свой "москито". Но... ВВС вообще не рассматривали такую машину - они хотели бомбардировщик. Перед войной считалось что разведчики, штурмовики - самолеты второго плана, нужно много бомбардировщиков и истребителей. Война внесла коррективы - но ББ-22, такого каким он мог бы стать с М-105 ПФ2 уже не было.
А Яковлев? А Яковлев наверняка сделал и этой истории вводы и многому научился. Научился отстаивать свое мнение и отвергать требования военных - если считал их заведомо бессмысленными. Именно поэтому, делая Як-1 он напрочь отверг требования об увеличении дальности до 1000 км, и война подтвердила его правоту. Фронтовые истребители мира имели дальность порядка 600 км - и даже на Як-9Д, где дальность увеличили до 1000 км баки дополнительные часто просто глушили.
Но - это был уже другой Яковлев. Набравшийся опыта, знающий систему изнутри замнаркома авиастроения.
Но каждый, кто читал его мемуары, помнит, с какой смесью восхищения и грусти он описывал английский "москито". Ведь был у него свой "москито", великолепный самолет - который он не смог отстоять таким, каким видел.
Подписывайтесь. Будет интересно.