Найти в Дзене
Судострой

Отечественные двигатели для кораблей. Июль-2019

Оглавление
Фрегат проекта 22350 и МРК проекта 22800 на МВМС-2019 / Фото: ТГД
Фрегат проекта 22350 и МРК проекта 22800 на МВМС-2019 / Фото: ТГД

Блог ТГД продолжает следить за развитием ситуации с производством отечественных корабельных энергоустановок. Предыдущий обзор был написан в конце февраля 2019 года. Данный текст охватывает период с этого времени по вторую половину июля 2019 года.

Напомним, после изменения внешнеполитической ситуации пять лет назад на новые корабли для российского ВМФ можно устанавливать только отечественные энергоустановки. Промышленность оказалась не готова к высокому спросу со стороны флота. Какие-то направления (высокооборотные дизели) приходится восстанавливать, какие-то (морские газотурбинные двигатели) развивать с нуля. Наиболее острая ситуация сложилась с энергоустановками для малых ракетных кораблей (МРК) и фрегатов.

Высокооборотные дизели

МРК проекта 22800 / Фото: ТГД
МРК проекта 22800 / Фото: ТГД

17 июля свершилось долгожданное для многих наблюдателей событие: петербургский завод "Звезда", монопольный российский производитель высокооборотных дизелей, объявил о наращивании темпов производства. То ли появился результат от февральского визита на завод замминистра обороны Алексеем Криворучко, то ли новому руководству предприятия постепенно удаётся выправлять ситуацию.

Во втором квартале 2019 года завод поставил 14 единиц продукции. В это число входят дизельные двигатели, дизель-генераторы и редукторные передачи. Точное число высокооборотных дизелей не раскрывается. Сообщается, что с начала года заказчикам отправлено 3 двигателя типа М507.

Именно столько двигателей М507Д-1 мощностью 5,9 МВт каждый необходимо одному МРК проекта 22800 "Каракурт". В настоящее время такие двигатели крайне востребованы заводом "Пелла" в Ленобласти и Зеленодольским заводом. "Пелла" в скором времени должна сдать свой второй "Каракурт" – "Советск" (на очереди ещё два МРК), а спуск на воду первого "Каракурта" Зеленодольского завода (контракт заключен на шесть кораблей) ожидается только летом 2020 года. При условии своевременной поставки со "Звезды". Постройка МРК "Каракурт" ведётся и на других заводах. В общей сложности минобороны планирует построить 18 таких кораблей.

Тем временем ещё один потенциальный производитель звездообразных дизелей – "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ), пока занимающийся только ремонтом таких двигателей, по-прежнему заявляет о готовности начать их серийное производство. В июне КМЗ получил одобрение Речного регистра на двигатели М400Д и М401Д для гражданских судов на подводных крыльях. О выпуске дизелей для военного флота пока ничего не сообщается.

Газовые турбины

Модель газотурбинного двигателя М90ФР / Фото: ТГД
Модель газотурбинного двигателя М90ФР / Фото: ТГД

С советских времён центр морского газотурбинного двигателестроения располагался в украинском Николаеве. Теперь для российского ВМФ такой центр должен заработать на базе "ОДК – Сатурн" в Рыбинске.

На прошедшем в начале июля Международном военно-морском салоне (МВМС) рыбинские двигателестроители скромно упомянули об уже известных достижениях – разработке газотурбинных двигателей М70ФРУ мощностью 8 МВт и М90ФР мощностью 20,2 МВт. По словам руководства предприятия, разработанный модельный ряд покрывает потребности флота на среднесрочную перспективу.

Ранее было объявлено, что завод "ОДК – Сатурн" начал серийное производство газотурбинных двигателей М90ФР для фрегатов проекта 22350, строящихся на Северной верфи. Пока полностью российские энергоустановки ожидают четыре корабля.

Редукторы

Фрегат проекта 22350 / Фото: ТГД
Фрегат проекта 22350 / Фото: ТГД

Однако флоту нужны не просто двигатели, ему нужны агрегаты, включающие в себя ещё и редукторы, которые передают механическую энергию двигателя на гребной винт. В частности, с нуля пришлось разрабатывать редукторную передачу для фрегатов проекта 22350. На двух первых фрегатах используются комбинированные дизель-газотурбинные энергоустановки М55 от украинского предприятия "Зоря – Машпроект" с редукторами того же производителя (дизели – от Коломенского завода). Российский аналог редукторной передачи создаёт уже упомянутый петербургский завод "Звезда".

По неофициальным данным, в начале лета первый редуктор для фрегата проекта 22350 направился на испытательный стенд. При удачном стечении обстоятельств осенью комплект оборудования может быть поставлен на Северную верфь, где его уже ожидает корпус фрегата "Адмирал Головко".

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки, делиться публикацией в соцсетях и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали об авианосце "Ламантин".