Способности к обучению музыке живут в каждом, если долго и упорно заниматься.
Книга Синити Судзуки «Взращенные с любовью» наглядно доказывает, что талант сам по себе ничего не значит. Требуется еще умелое руководство родителей, которые делают музыку частью жизни ребенка.
«Однажды в летней школе я обратил внимание на шестилетнего мальчика, который очень чисто и технично исполнял концерт Вивальди. Я спросил у матери, сколько лет он уже играет на скрипке.
-Полтора года, - ответила она.
-Очень хорошо играет! И как долго он упражняется каждый день?
-Примерно 3 часа.»
По мнению автора, постоянные и длительные упражнения приводят к появлению способностей. В нашей современной жизни сначала определяют, есть ли у ребенка способности, только затем начинают учить его музыке.
Порой экзамены при поступлении в музыкальную школу состоят из нескольких этапах и тесты на определение музыкальных способностей не всегда полностью отражают реальную картину.
В методике Судзуки основной упор делается на совместное обучение родителей и детей. То есть родители должны сами уметь владеть инструментом, чтобы помогать ребенку, приобщаться к музыке. Детям, которых поддерживают родители в музыкальном воспитании, гораздо легче учиться, они чувствуют поддержку. Это облегчает работу и педагогу- ему проще направлять ребенка и родителей, он говорит с ними на одном языке.
«Если ребенок, упражняющийся лишь 5 минут в день, захочет повторить результат того, кто упражняется по 3 часа, то ему потребуется 9 лет».
То есть ребенок, регулярно занимающийся по 3 часа ежедневно, достигнет прогресса за 3 месяца, другой же, уделяющий занятиям по 5 минут достигнет этого же результата через 9( !) лет. Простая математика.
Японская детская скрипичная школа воспитания талантов в 1960 –е годы поражала своей уникальностью. Трех-четырех- летние дети играли концерты Баха и Моцарта, Вивальди. Далее методика распространялась на все континенты и завоевывала популярность. Синити Судзуки умер в возрасте 99 лет в 1997 году.
Сейчас существует ассоциация Судзуки, где педагоги проходят обучение и сертификацию для преподавания на разных инструментах. Изначально метод разрабатывался для скрипачей, поскольку на начальном этапе предполагается коллективное музицирование, сам Судзуки, не будучи профессиональным музыкантом, получал частные уроки у лучших скрипачей мира, улучшая свою исполнительскую технику.