Уже несколько лет в России создаётся необычное научно-исследовательское судно (НИС) – "Пионер-М". Судно задумывалось как маломерное НИС прибрежной акватории, в проектировании и эксплуатации которого будут активно участвовать студенты. Инновации должны были применяться уже на стадии проектирования. Что из этого получилось – в рассказе ТГД.
В 2016 году проект получил одобрение на высшем уровне, госфинансирование, и на базе Севастопольского госуниверситета (СевГУ) с участием Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) закипела работа по созданию уникального судна. В работе, которая шла на кафедре инновационного судостроения ЦКБ "Коралл", принимали участие и студенты других вузов.
Судя по появлявшимся новостям о ходе проекта, судно планировалось насытить по максимуму инновационными технологическими решениями. Так "Пионер-М" должен был иметь возможность проводить исследования с участием беспилотных летательных и подводных аппаратов, а также систему безэкипажного управления.
На этапе защиты проекта в экспертном совете Агентства стратегических инициатив (АСИ) наш герой выглядел следующим образом.
Благодаря размашистым солнечным панелям, которые обеспечивают работу гибридной энергоустановки, судно чем-то напоминало летучую мышь или птицу.
Затем подошла стадия более детального проектирования и реализации студенческого концепта в металле и пластике. И тут пришлось столкнуться с требованиями надзорных органов, возможностями судостроительных заводов и наличием комплектующего оборудования.
Конкурс на строительство прототипа маломерного НИС за 276 млн рублей был объявлен в конце февраля 2019 года. На стадии технического проектирования проект выглядел примерно так.
Однако желающих участвовать в нём не нашлось. По крайней мере, так указано в протоколе закупки. После этого ОСК проявила более активное участие в проекте. 22 марта между СевГУ и компанией "ОСК-Технологии" был подписан договор на создание прототипа маломерного НИС "Пионер-М".
Работу планировалось развернуть на трёх заводах. Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) в Санкт-Петербурге должен изготовить корпус судна. Для создания надстройки выбран крымский завод "Судокомпозит". Окончательная сборка судна должна пройти на Севастопольском морском заводе.
При этом обновился и проект, получивший индекс 25700. Подробности были представлены широкой публике 21 мая на СНСЗ, где прошла закладка корпуса судна.
Длина НИС проекта 25700 составит 25,7 м, ширина – 9 м, осадка – 1,5 м, водоизмещение – 82 т, скорость – 10 узлов, автономность – 6 суток, дальность плавания – 500 миль, мореходность – 3,5 балла.
Предполагается, что благодаря модульной системе научных лабораторий контейнерного типа судно сможет выполнять широкий спектр научных исследований в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от места убежища до 20 морских миль.
Система безэкипажного судовождения сохранилась. При этом даётся пояснение, что судно будет использоваться для отработки технологий дистанционного управления.
А вот внешний вид судна довольно сильно изменился. Площадь солнечных панелей сократилась до минимума. Увеличились площадь и обзорность рубки. В кормовой части появился новый кран. Корпус из углепластика получил новую форму. Теперь в его основе – пассажирский катамаран проекта 23290 "Грифон". Выпуск этого судна уже давно освоен на СНСЗ, поэтому неудивительно, что корабелы предложили такой вариант, и он был одобрен заказчиком.
К тому же сроки явно поджимают. "Пионер-М" должен был начать научно-образовательную деятельность в 2017 году. Теперь заявленный срок сдачи проекта – 2020 год.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о новых речных трамвайчиках для Москвы.