Прекрасным субботним днем 23 июля 1983 года, Виннипегский спортивный автоклуб устроил для своих членов большой праздник с барбекю и скоростными заездами по бывшей взлетно-пасадочной полосе закрытой авиабазы Гимли канадских ВВС. Съехавшиеся на торжество гонщики-любители представить себе не могли кто в итоге станет победителем, показавшим в тот день самую большую скорость на полосе № 32L. В тот самый момент, когда на базе Гимли многочисленная публика жарила мясо, пила пиво и смотрела как участники заездов мерились мощностью двигателей своих авто, в паре сотен километров от них, на высоте 12 км, у Боинга 767 компании Air Canada, летевшего по маршруту Монреаль—Оттава—Эдмонтон, закончилось топливо.
Первым признаком иссякающего горючего стало сообщение компьютера о падении давления в топливной системе левого двигателя. Через несколько минут ситуация повторилась со вторым двигателем. Пока командир судна и второй пилот пытались разобраться в ситуации, внимательно изучая показания бортового компьютера, который, как выяснилось позже, из-за неверно введенных данных ошибочно указывал, что топлива более чем достаточно, звуковая система издала протяженный ударный сигнал, означающий отказ всех двигателей.
Основная электросистема самолета перестала функционировать из-за остановившихся генераторов и оба пилота с ужасом наблюдали, как одно за другим гаснут табло на панели приборов. Сложившаяся ситуация означала, что в распоряжении КВС Роберта Пирсона и его помощника Мориса Куинталла оказался 132-тонный планер с пассажирами на борту, управляемый, как говорят в таких случаях пилоты, «на руках». Поняв, что до резервного аэропорта в Виннипеге они не дотянут из-за недостатка высоты, Пирсон принимает решение садиться на ближайшей к ним авиабазе Гимли, на которой он когда-то служил. Командир Боинга не знал о том, что база совсем не готова к посадке самолета.
В процессе снижения командир понимает, что вертикальная скорость слишком высока для успешной посадки и тут пригождается его опыт в пилотировании планеров. Чтобы замедлиться, Пирсон выполняет нетипичный для больших лайнеров прием скольжения на крыло — нос самолета смотрит в сторону от курса и машина летит под наклоном, фактически, крылом вперед.
Люди на аэродроме, наблюдавшие такой «непосадочный» вид завалившегося на крыло Боинга, стали в панике разбегаться. Однако командиру в последний момент удалось развернуть самолет в правильное положение и посадить его на скорости 320 км/ч, ставшей рекордом полосы в тот субботний вечер. Слабое давление в гидравлике привело к тому, что передняя стойка шасси при выпуске не смогла закрепиться должным образом и 767-й при торможении лег на нос, из-за чего в передней части самолета возник небольшой пожар.
Ликвидировать возгорание помогли оперативно организовавшиеся на земле автолюбители, вовремя подоспевшие с ручными огнетушителями. Эвакуация пассажиров и экипажа прошла успешно. В итоге, никто из находившихся на борту 69 человек серьезно не пострадал. Люди на земле также остались невредимы, т.к. силами пилотов приземлившийся самолет удалось остановить в 30 метрах от места проведения соревнований.
Позднее, комиссия расследовавшая инцидент установит, что причиной полной выработки горючего стал неверный расчет при заправке лайнера, в баках которого оказалось топлива лишь на 40—45 % пути. Как это часто бывает, героизм одних является следствием нерадивости других.
На этом все, но впереди еще больше интересного! Ставьте лайк, если понравился пост и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации.